Посмотрите, как планеты далекой звездной системы вращаются вокруг звезды: 12 лет за несколько секунд

Новое видео, опубликованное на YouTube, — одна из самых удивительных вещей, которые мы когда-либо видели в планетарной науке.

На видео показаны четыре точки света, движущиеся по частичным концентрическим кругам вокруг черного диска в их центре. На самом деле перед вами целая планетарная система

Четыре точки — это экзопланеты с черным диском, закрывающим их звезду, на расстоянии 133,3 световых года от Земли. Частичные круги — это их орбитальные движения, временной интервал, составленный из 12 лет наблюдений. Это звезда HR8799, и в 2008 году ее экзопланеты составляли первую систему, которую астрономы когда-либо видели непосредственно.

С тех пор астроном Джейсон Ван из Северо-Западного университета активно наблюдает за ним. Он объединил эти наблюдения в замедленную съемку — не по какой-либо научной причине, а просто потому, что это выглядит очень эффектно.

«Обычно трудно увидеть планеты на орбите вокруг звезды. Например, раньше не было очевидно, что Юпитер или Марс вращаются вокруг нашего Солнца, потому что мы живем в одной системе и не видим всю картину со стороны. Астрономические события обычно происходят либо слишком быстро, либо слишком медленно, чтобы их можно было запечатлеть на видео. Но теперь мы можем своими глазами увидеть, как планеты движутся в человеческом масштабе времени. Я надеюсь, что мой ролик позволит людям насладиться этим уникальным зрелищем», — пишет Ван.

Для создания ролика 12 лет наблюдений пришлось уместить в 4,5 секунд хронометража. Но что же происходит на видео?

Черный кружок в центре — молодая звезда возрастом 30 миллионов лет, примерно в 1,5 раза тяжелее и в 4,9 раза ярче Солнца.

Самая внутренняя экзопланета — HR8799e с массой 7,4 Юпитера, в течение орбитального периода 45 лет обращающаяся вокруг звезды на расстоянии в 16,25 астрономических единиц (1 а.е. равна дистанции от Земли до Солнца). Ученые смогли проанализировать свет от этой экзопланеты и выяснили, что это очень юный газовый гигант, на котором бушуют штормы.

Следующая планета, HR8799d, имеет массу 9,1 Юпитера и обращается со скоростью 26,67 астрономических единиц за период обращения в 100 земных лет.

HR8799c имеет массу 7,8 Юпитера и вращается на расстоянии 41,4 астрономических единицы (чуть больше, чем расстояние между Солнцем и Плутоном) в течение периода обращения 190 лет. Ученые обнаружили, что в ее атмосфере есть вода.

Наконец, HR8799b с массой 5,7 Юпитера, обращается вокруг звезды на расстоянии 71,6 астрономических единиц и с периодом обращения 460 лет.

В статье, опубликованной в декабре прошлого года, было обнаружено возможное существование пятой экзопланеты (HR8799a), которая меньше и ближе к звезде, чем ее братья и сестры. По оценкам, кандидат примерно в 4–7 раз превышает массу Юпитера и вращается на расстоянии от 4 до 5 астрономических единиц, что затрудняет ее прямое обнаружение.