Ученые уверены, что внутри ядра Земли есть еще одно ядро

Новое исследование позволяет с уверенностью предположить, что внутри ядра Земли существует еще одно, «самое внутреннее» ядро.
Ученые уверены, что внутри ядра Земли есть еще одно ядро
forplayday/iStock/Getty Images

«Традиционно нас учили, что Земля состоит из четырех основных слоев: коры, мантии, внешнего ядра и внутреннего ядра», — объяснила в 2021 году геофизик Австралийского национального университета Джоан Стефенсон. Наши знания о том, что находится под земной корой, основывались в основном на том, что удавалось узнать при изучении извержений вулканов и сейсмических волн.

Благодаря косвенным наблюдениям ученые подсчитали, что раскаленное внутреннее ядро Земли с температурой, превышающей 5000 градусов по Цельсию, составляет всего 1% от общего объема планеты.

Но несколько лет назад Стефенсон и ее коллеги обнаружили доказательства того, что внутреннее ядро Земли может состоять из двух отдельных слоев. Команда использовала алгоритм, чтобы просмотреть и сопоставить тысячи моделей внутреннего ядра с десятилетиями наблюдений о том, как именно сейсмические волны проходят через Землю.

Так что же там, внизу? Команда рассмотрела некоторые модели анизотропии внутреннего ядра — т.е. того, как различия в составе его материала изменяют свойства сейсмических волн — и выбрала из них наиболее соответствующие действительности. В то время как некоторые модели предполагают, что материал внутреннего ядра направляет сейсмические волны быстрее параллельно экватору, другие указывают на то, что смесь материалов позволяет создавать более быстрые волны, более параллельные оси вращения Земли.

Новое исследование обнаружило отклонение «медленных» сейсмическийх волн на 54 градуса, при этом «быстрые» шли параллельно оси. По словам Стефенсон, это и другие явления служат доказательствами, которые «могут указывать на изменение в структуре железа, что предполагает, возможно, два отдельных периода похолодания в истории Земли».

«Подробности этого крупного события до сих пор остаются загадкой», — отмечает ученый.

Это открытие может объяснить, почему данные некоторых экспериментов не согласуются с нынешними моделями строения Земли. Ученые и раньше подозревали присутствие «самого внутреннего» слоя в ядре, предполагая, что кристаллы железа, составляющие внутреннее ядро, имеют различное структурное расположение.

В настоящее время все упирается в естественные ограничения: геологи и физики могут изучать планетарное ядро только по косвенным признакам и благодаря анализу катаклизмов. Однако прогресс не стоит на месте, и в будущем более точная и чувствительная аппаратура позволит исследователям заглянуть в самое сердце Земли.