В центре галактической «запятой» ученые обнаружили редчайшую черную дыру

Моделирование предполагает, что в середине странного завихрения находится не заурядная черная дыра, а легендарное «недостающее звено» в эволюции этого класса объектов — черная дыра промежуточной массы.
В центре галактической «запятой» ученые обнаружили редчайшую черную дыру
Keio University

В центре орбиты «космического головастика» группа астрономов... не увидела ничего. А ничто, которое притягивает такое колоссальное количество материи, просто кричит «я — черная дыра!».

Черные дыры во Вселенной, как правило, находятся в двух различных массовых режимах. Существуют дыры, примерно в 100 раз превышающие массу Солнца. Они образуются в результате коллапса ядра массивной звезды в конце ее жизни или слияния двух черных дыр.

Затем идут сверхмассивные черные дыры. Это гиганты, расположенные в центрах галактик, с массой в миллионы и миллиарды раз больше, чем у Солнца. До сих пор неясно, как именно формируются эти объекты, и над решением этой космической загадки астрономы бьются не первый год.

Вероятно, ответ на этот вопрос может крыться в черных дырах с промежуточными массами (IMBH). Их будет свидетельством того, что черные дыры равномерно охватывают весь диапазон масс и что промежуточные являются стадией роста между двумя крайностями. Проблема лишь в том, что на сегодняшний день науке известны лишь считанные единицы подобных объектов, и ни один из них не был подтвержден —это лишь потенциальные кандидаты.

Одна из проблем заключается в том, что одинокие черные дыры не излучают свет сами по себе. Их можно обнаружить только по тому эффекту, который их огромная гравитация оказывает на окружающую среду, заставляя материю кружиться в форме раскаленного диска, или по особому натяжению ткани пространства-времени. Последнее может повлиять на орбиты далеких объектов, таких как звезды: изучая их, астрономы, к примеру, подтвердили существование Стрельца А* — сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути.

Где нашли черную дыру

Галактический центр, известный как Центральная молекулярная зона, в избытке насыщен материей: плотность молекулярного газа в нем на несколько порядков выше, чем в диске Млечного Пути. Поскольку этот регион очень плотный, может быть трудно увидеть, что находится внутри, но мощный радиотелескоп способен преодолеть даже такую преграду.

Исследователи обнаружили облако, которое они назвали Головастиком. Оно расположено очень близко к галактическому центру, на расстоянии всего 27 000 световых лет, и двигалось иначе, чем прочие конгломераты материи в этом регионе. Команда предположила, что его вытянутая форма, вероятно, была результатом сильной приливной силы — гравитационного взаимодействия.

Моделирование показало, что масса, ответственная за это взаимодействие, примерно в 100 000 раз больше массы Солнца. Этот критерий как раз подходит для черной дыры средней массы. Но откуда она взялась и как образовалась — вопросы, на которые еще предстоит ответить.