Аутизм: путь к социуму

Еще каких-то сорок лет назад расстройства аутистического спектра диагностировали с частотой 1:1000, сегодня это заболевание в той или иной форме выявляют, примерно, у каждого 50-го ребенка в возрасте до трех лет. Эта статистика пугает, заставляет выискивать симптомы аутизма у собственных детей — быть настороже.
Аутизм: путь к социуму
freepic
Кто же такие «дети дождя», чем они отличаются от остальных и насколько им тяжело адаптироваться в социуме?
Содержание статьи

Что такое аутизм

Современное понятие включает в себя как истинный аутизм, так и множество расстройств аутистического спектра (РАС). Научное определение звучит так: психоневрологическое нарушение, вызванное физиологическими изменениями многих частей головного мозга, и заключающееся в дефиците социального взаимодействия. Простыми словами объяснить, что такое аутизм, достаточно сложно. В первую очередь, потому, что спектр симптомов и проблем у каждого ребенка с этим заболеванием достаточно широк и своеобразен. Объединяет всех аутистов одно — им трудно общаться и контактировать с другими людьми.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У специалистов всего мира нет единого мнения по поводу определения или классификации заболеваний, связанных с аутизмом. Даже называться это расстройство может по-разному:

  • инфантильный аутизм;
  • детский аутизм;
  • ранний детский аутизм (РДА);
  • аутистическое расстройство;
  • синдром Каннера или аутизм Каннера.

Первые «звоночки» аутизма, когда они появляются

Сомнения у родителей детей-аутистов обычно начинают закрадываться, когда малышу исполняется 1-2 года. И даже в более раннем возрасте в поведении такого ребенка можно заметить странности, обычно он:

  • не демонстрирует удовольствие от кормления;
  • не улыбается;
  • не фиксирует взгляд на лице мамы;
  • не агукает;
  • не выражает радость, когда видит самых близких людей.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Часто родители младенцев, показывающих подобное поведение, начинают подозревать у них нарушения со стороны зрения или слуха. Ребенок растет, начинает ходить и играть — на этом этапе признаки аутизма у детей усиливаются, становятся более разнообразными.

Аутизм у детей можно заметить в возрасте 1-2 года. Раньше можно понять, если ребенок не улыбается, не агукает, не испытывает удовольствия от кормления
Аутизм у детей можно заметить в возрасте 1-2 года. Раньше можно понять, если ребенок не улыбается, не агукает, не испытывает удовольствия от кормления
unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на это, довольно часто и в наши дни аутизм впервые диагностируют у подростков, даже у взрослых людей. Это может быть связано с условиями, в которых проживает человек, социальным положением его семьи и окружения. Но зачастую диагностика осложняется неоднозначностью симптомов и различным типом заболевания. Ведь степень выраженности признаков аутизма может варьироваться от полного отсутствия контактов с социумом на фоне глубокой умственной отсталости, до легких форм, проявляющихся в немного странном поведении или слишком правильной речи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Признаки и симптомы аутизма у детей

Клинически аутизм у детей диагностируют на основании трех главных признаков:

  1. Ограниченное количество социальных взаимодействий (у аутиста нет способности к общению).
  2. Страдает качество коммуникации, присутствуют особенности речи (нет тактильного контакта, не обнимается, не смотрит в глаза, говорит о себе в третьем лице, повторяет фразы за другим человеком).
  3. Интересы строго ограничены единственной темой (может месяцами говорить об одном и том же, смотреть постоянно один мультфильм, играть только одним предметом), наличие повторяющихся движений (покачивания, наклоны головы, хаотичные взмахи руками).

Здесь перечислены только основные симптомы аутизма, они обязательны для постановки диагноза. Тогда как у каждого малыша может быть еще масса сопутствующих расстройств и поведенческих особенностей, например:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • ходьба на цыпочках;
  • негативное отношение к перестановкам в доме;
  • наличие ритуалов (в процессе одевания, приема пищи, купания);
  • чередование гиперреакций с пониженными эмоциональными ответами (может совершенно не отреагировать на громкий звук, но устроит истерику из-за смены освещения в комнате);
  • особое меню или собственная диета (аутизм очень часто сопровождается пищевыми расстройствами и проблемами с ЖКТ);
  • отсутствие сострадания, сопереживания (аутист не «считывает» эмоции других людей);
  • восприятие человека или предмета по частям (может играть только колесом от машинки, а руку родителя использовать, чтобы ею указать на что-то);
  • аутисты не играют в ролевые игры, не участвуют в групповых развлечениях, ребенок не может самостоятельно придумать сюжет для игры;
  • наличие проблем с обучаемостью;
  • аутоагрессия (наносит себе травмы);
  • проблемы со сном.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ребенок с инфантильным аутизмом всегда резко негативно относится к присутствию посторонних людей, не любит менять обстановку, даже пьет, зачастую, только из одной кружки. В группе детей очень легко заметить малыша с аутистическим расстройством: он стоит в стороне и не принимает участия в общем веселье. У взрослых с аутизмом присутствуют те же самые проблемы, просто они более сглажены, не так сильно выражены. Если интеллектуальный уровень развития высок, выросший ребенок-аутист практически ничем не отличается от остальных людей.

Аутизм «изнутри»

Доподлинно известно, что у людей с аутизмом на протяжении всего времени развития мозга происходят различные изменения, затрагивающие большинство его систем. Почти все посмертные исследования проводились на мозге аутистов с низким интеллектуальным развитием. У таких людей мозг весит больше нормы, занимает больший объем, окружность головы тоже увеличена. На основании подобных исследований нельзя делать глобальные выводы, ведь развитие аутизма далеко не всегда сопровождается умственной отсталостью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
У людей с аутизмом в большинстве случаев физиологически изменен мозг. Из-за этого есть проблемы в развитии памяти, речи, мышления.
У людей с аутизмом в большинстве случаев физиологически изменен мозг. Из-за этого есть проблемы в развитии памяти, речи, мышления.
pexels

Практически доказано, что у аутистов есть определенные физиологические изменения частей мозга: медленнее развиваются лобные доли, уменьшены некоторые отделы мозжечка, изменена структура коры и гиппокампа, есть отклонения в срединных височных долях и миндалевидном теле. Именно эти части мозга отвечают за удовольствие, внимание, речь, мышление, память и двигательную активность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Существует несколько гипотез об организации нервной системы людей с аутизмом. Например, предполагается, что у них повышены нейронные связи, разбалансирована система «возбуждение-торможение», нарушено формирование синапсов и дендритных выступов (из-за чего может «не замыкаться» участок нервной системы).

Причины аутизма

Синдром раннего инфантильного/детского аутизма невозможно определить по анализу крови, ДНК-тесту или томограмме мозга. До сих пор не выявлен механизм зарождения (патогенез) этого заболевания. Однозначно доказано, что болезнь имеет генетическое происхождение, однако нет точных данных о причине мутации и о ее преемственности. Не существует четкого механизма на молекулярном и клеточном уровнях, поэтому принято считать, что аутизм развивается вследствие комплексного влияния многих факторов, таких как:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. Детский церебральный паралич.
  2. Внутриутробное кислородное голодание.
  3. Микроцефалия, эпилепсия.
  4. Перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания (краснуха, цитомегаловирус).
  5. Проблемы у матери, связанные с обменом веществ (например, первая степень ожирения).
  6. Наследственность (наличие аутистов в роду по материнской или отцовской линии увеличивает риск рождения ребенка с синдромом Каннера на 5-7%).
  7. Неблагоприятные факторы окружающей среды.

Следует понимать, что про аутизм науке известно немногое, поэтому и причины определены приблизительно. Зато достоверно доказано несколькими независимыми исследованиями — болезнь аутизм никак не связана с вакцинацией детей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Классификация аутизма

Сложности в понимании диагноза часто возникают из-за некоторой путаницы в терминологии. Аутизм относят к одному из пяти видов первазивных расстройств развития (связанных с отклонениями в социальных связях и коммуникациях, с повторяющимися действиями и узостью интересов). Вместе с ним туда входят синдром Аспергера, синдром Ретта. Все эти заболевания принято называть аутистическими расстройствами.

Аутистическое расстройство бывает нескольких типов. Иногда аутистам просто сложно заводить социальные контакты, в других случаях они полностью абстрагируются от окружающего мира.
Аутистическое расстройство бывает нескольких типов. Иногда аутистам просто сложно заводить социальные контакты, в других случаях они полностью абстрагируются от окружающего мира.
pexels
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бывают случаи, когда однозначно определить диагноз не получается из-за невыполнения одного из критериев (замкнутость, особенности речи, узость интересов). Поэтому в отдельную группу выделяют атипичный аутизм. Его отличительной особенностью еще являются более поздние проявления — после трехлетнего возраста.

Ранний детский аутизм принято классифицировать на 4 вида в зависимости от способа отгораживания от внешних раздражителей:

  1. Полное абстрагирование от окружающего мира. Дети с таким типом аутизма игнорируют даже жизненно важные потребности, типа голода, только бы лишний раз не контактировать с другими людьми. Не приемлют телесных контактов, никогда не смотрят в глаза.
  2. Активное избегание контактов. Аутисты из этой группы выделяют родителей, чаще остальных испытывают страх, проявляют агрессию, нередки припадки и приступы аутоагрессии, выполняют однообразные действия, двигательные и речевые стереотипии. Несмотря на все перечисленное, адаптироваться в социуме таким детям проще, чем больным из 1 категории.
  3. Захваченность стереотипными интересами. Ребенок с таким аутистическим расстройством надолго зацикливается на одной теме: играет месяцами одним предметом, говорит на ту же тему, рисует одинаковые картины. Зачастую сюжеты бывают мрачными, вызывающими приступы аутоагрессии и ненависти к окружающим.
  4. Большие трудности в преодолении социальных барьеров. Таким детям невероятно сложно заводить знакомства, налаживать отношения, они чересчур эмоциональны и чувствительны.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если заниматься лечением аутизма и с ранних лет выполнять с ребенком корректирующие упражнения, есть все шансы «двигать» степень его заболевания сверху вниз по указанной шкале. Люди с 4 типом вполне могут жить самостоятельно, полностью себя обслуживать и контактировать с внешним миром.

Какой он, мир аутиста

Наедине с собой ребенок с ранним аутизмом может увлеченно декламировать стихи или комментировать собственные действия. Но когда рядом есть посторонние, аутист предпочтет забиться в угол, он не станет задавать вопросов, не будет смотреть в глаза. Таким детям сложно понять эмоциональное состояние даже своих близких. Мнение о том, что люди с аутизмом предпочитают одиночество, в корне неверно — они бы и рады с кем-то подружиться, только не умеют налаживать социальные связи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Аутисты не всегда имеют низкий уровень интеллекта. Они часто испытывают страх ко всему новому и неизвестному.
Аутисты не всегда имеют низкий уровень интеллекта. Они часто испытывают страх ко всему новому и неизвестному.
pexels

У людей с диагнозом аутизм чаще, чем у здоровых, фиксируют идеальный музыкальный слух. Далеко не всегда аутисты имеют низкий IQ — для них сложен процесс обучения, но правильно подобранная программа полностью решает эту проблему. «Дети дождя» очень часто испытывают страх, прежде всего, страх ко всему новому и неизвестному. Именно поэтому они не любят перемен в жизни. Знакомы они и с агрессией, которая идет следом за испугом. Большие трудности у детей-аутистов вызывают игры, связанные с воображением — они попросту не умеют фантазировать. Люди с РАС простодушны и наивны, они не понимают правил поведения, испытывают сложности с юмором.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какой врач ставит диагноз «аутизм»

На приеме врач, в первую очередь, соберет анамнез, исключит или подтвердит наличие сопутствующих психиатрических заболеваний, определит уровень интеллектуального развития ребенка. Детский аутизм диагностируют, преимущественно, методом тестирования. Занимаются этим психиатры или клинические психологи.

Тесты на аутизм

На сегодняшний день чаще других используют тесты на аутизм ADOS-II и ADI-R. Первый заключается в наблюдении за ребенком, выполняющим задание в игровой форме. Пациенту предлагается набор игрушек и предметов, задается сценарий. Тестирование длится около часа, весь процесс записывают на видео для более тщательной диагностики. ADI-R представляет собой опросник с сотней вопросов, на которые отвечает не пациент, а его родители либо близкие люди. Цель теста — выявить проблемы ребенка с социальными контактами, коммуникациями, речью и повторяющимися действиями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Генетическая экспертиза может понадобиться лишь для уточнения причины аутизма, тогда привлекаются врачи-генетики. Инструментальные исследования, в обычных случаях, применяют редко, в основном, для дополнительной диагностики. Это может быть:

  • электроэнцефалография;
  • компьютерная томография;
  • МРТ головного мозга.

На основании этих исследований нельзя поставить диагноз аутизм, но они необходимы для выявления сопутствующих патологий, таких как эпилепсия, микроцефалия, опухоли головного мозга.

Терапия, обучение и коррекция аутизма

Медикаментозного лечения РАС не существует. Но иногда могут назначаться антидепрессанты, стимуляторы — чтобы решить проблемы питания, агрессии, сна. Если первоисточником аутизма стала эпилепсия, ребенку назначаются противосудорожные препараты. Само же аутистическое расстройство можно только скорректировать правильным воспитанием и специфическими методами обучения. Эти мероприятия должны быть направлены на социализацию ребенка-аутиста, учить его самостоятельности. Очень важно начинать коррекционные занятия с самого раннего возраста — тогда и эффект от них будет максимальным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Лечение аутизма включает в себя правильное обучение и специфические методы обучения. Иногда подключают антидепрессанты и стимуляторы.
Лечение аутизма включает в себя правильное обучение и специфические методы обучения. Иногда подключают антидепрессанты и стимуляторы.
freepic

Кроме общепринятых существуют еще экспериментальные методики лечения аутизма, к которым обращаются родители детей с 1 и 2 типом расстройства. Наиболее распространены:

  • безглютеновые и безказеиновые диеты;
  • метод Томатиса;
  • микротоки;
  • биоакустическая коррекция;
  • ноотропы и пептиды;
  • дельфинотерапия, иппотерапия, арттерапия.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Большинство из этих методик негативно сказываются на общем состоянии здоровья аутиста, некоторые — не дают существенных изменений.

Осложнения

Главной проблемой людей с синдромом аутизма является их неприспособленность к самостоятельной жизни. Нередко они сами себе наносят травмы или причиняют увечья в период приступов агрессии. Из-за повышенной эмоциональности у аутистов высокий болевой порог, что существенно затрудняет диагностику и лечение других заболеваний.

Статистические данные

Исследования последних лет показывают, что процент случаев аутистических расстройств неуклонно ползет вверх. Усредненно, в мире каждый пятидесятый ребенок в возрасте восьми лет имеет диагноз РАС. Немного выше этот показатель в США (1 из 44), самые плохие результаты зафиксированы в Южной Корее (там аутизмом болеет каждый 38-й школьник). Статистика подтверждает и большую подверженность расстройству представителей мужского пола — мальчикам диагностируют аутизм в 4 раза чаще.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть определенная закономерность и в уровне интеллектуального развития детей с тяжелыми проявлениями РАС:

  • 50% аутистов 1 и 2 типа имеют уровень IQ ниже 50;
  • 70% — ниже 70;
  • и у 100% больных IQ ниже 100.

У детей с синдромом Аспергера или другими аутистическими расстройствами уровень интеллектуального развития может быть средним и даже высоким. Но у всех аутистов отмечается генерализованная недостаточность обучаемости.

Историческая справка

Впервые термин «аутизм» использовал швейцарский психиатр в конце XIX века для определения одного из симптомов шизофрении. Упоминания о самом заболевании с описанием похожей картины течения встречаются гораздо раньше — начиная со средних веков. Современное значение слова появилось в 1938 году в немецкой статье о детской психологии. Сейчас в интернете можно найти массу информации об аутистах и способах, как им помочь, но, несмотря на это, многие родители и даже врачи проявляют в отношении больных детей негативизм. Сами же люди с РАС создают тематические форумы и группы, в которых обсуждают современные тактики лечения и воспринимают аутизм как стиль жизни.

Нажми и смотри