Фруктоза может быть ключом к болезни Альцгеймера

Болезнь Альцгеймера остается неизлечимой, несмотря на все усилия ученых и ряд недавних открытий. Но теперь у исследователей есть новая гипотеза о возможной движущей силе болезни: типе сахара, называемом фруктозой.
Фруктоза может быть ключом к болезни Альцгеймера
HeitiPaves/iStock/Getty Images

Предыдущие исследования показали, что фруктоза в мозге помогала нашим предкам добывать пищу. Но новая статья предполагает, что в нашем современном мире изменения, которые вызывает этот сахар, на самом деле могут быть связаны с болезнью Альцгеймера.

Наследие предков

Фруктоза содержится во многих продуктах, таких как фрукты, овощи и мед. Но он также может вырабатываться организмом естественным образом, например, путями, которые стимулируются потреблением пищи с высоким содержанием соли.

Так как же фруктоза помогла нашим предкам? Сахар подавляет определенные части метаболизма мозга: блокирует отвлекающие факторы, такие как недавние воспоминания, и обращает внимание на течение времени. Это «отключение» определенных мозговых функций помогает нам лучше сосредоточиться на выживании, а также побуждает к исследовательскому и рискованному поведению, что важно для добывания пищи.

В новой работе исследователи утверждают, что этот «переключатель выживания» теперь постоянно включен, хотя большинство из нас в наши дни очень мало добывают пищу. Это заставляет нас потреблять больше жирной, сладкой и соленой пищи, чем нам нужно для производства большего количества фруктозы. А это, в свою очередь, может привести к воспалению головного мозга и, в конечном счете, к состояниям, вызывающим болезнь Альцгеймера, предполагают ученые.

«Мы считаем, что изначально зависимое от фруктозы снижение мозгового метаболизма в этих областях было обратимым и должно было принести пользу», — заявил Ричард Джонсон, нефролог из Медицинского центра Аншутц Университета Колорадо. По его словами, хроническое и стойкое снижение церебрального метаболизма, вызванное повторяющимся метаболизмом фруктозы, приводит к прогрессирующей атрофии мозга и потере нейронов со всеми признаками болезни Альцгеймера.

Как это работает

Отметим, что работа не включает каких-либо новых лабораторных исследований, но тщательно связывает воедино предыдущие наработки. Исследователи предполагают, что воздействие фруктозы и ее побочного продукта, внутриклеточной мочевой кислоты, вызывает накопление белков, связанных с болезнью Альцгеймера. Эти эффекты включают уменьшение притока крови к коре головного мозга, гиппокампу и таламусу, а также увеличение кровотока вокруг зрительной коры (что связано с сигналами вознаграждения за пищу).

Одним из вариантов того, как это может произойти, является отказ клеток мозга, называемых астроцитами, что может привести к накоплению амилоидных бляшек, связанных с болезнью Альцгеймера.

Исследователи также указывают на связь между различными факторами риска болезни Альцгеймера (такими как потребление алкоголя) и выработкой фруктозы, а также рассматривают исследования на животных. «Если вы держите лабораторных крыс на фруктозе достаточно долго, в их мозге формируются тау- и бета-амилоидные белки — те же самые белки, которые наблюдаются при болезни Альцгеймера», — заметил Джонсон. — Вы также можете обнаружить высокий уровень фруктозы в мозгу людей с болезнью Альцгеймера».

Следующим шагом ученых будут дополнительные тесты, чтобы установить, какова роль метаболизма фруктозы и мочевой кислоты в мозге и как это может привести к состояниям, связанным с болезнью Альцгеймера.