Археологи нашли древнейшие лук и стрелы в мире — им больше 54 000 лет

Новые свидетельства того, что луки и стрелы использовались ранними современными людьми в Европе 54 000 лет назад, укрепили идею о том, что такая технология снарядов могла дать ранним современным людям преимущество перед неандертальцами.
Археологи нашли древнейшие лук и стрелы в мире — им больше 54 000 лет
Laure Metz/Ludovic Slimak

Согласно новому исследованию, древние люди изготавливали луки и стрелы в Европе еще 54 000 лет назад, подтверждая идею о том, что это оружие сыграло важную роль в распространении людей раннего Нового времени по всему континенту.

Исследователи обнаружили контрольные находки в каменном убежище на территории нынешней южной Франции, возраст которого составляет около 54 000 лет. До сих пор 12 000-летние деревянные артефакты в Северной Европе были самыми ранними конкретными свидетельствами технологии лука и стрел на континенте.

Каменные наконечники являются самым ранним свидетельством использования луков и стрел в Европе ранними современными людьми и позволяют предположить, что технология, возможно, дала этому человеческому роду преимущество перед неандертальцами в охоте на добычу. Об этом исследователи рассказывают в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Между тем, нет никаких доказательств того, что неандертальцы когда-либо использовали луки и стрелы (хотя они, похоже, умели метать копья). И это может быть одной из причин, по которой ранние современные люди в конечном итоге вытеснили неандертальцев по всей Европе около 40 000 лет назад, согласно исследованию, проведенному учеными из Франции. «Эти технологии, возможно, дали современным людям конкурентное преимущество перед местными сообществами неандертальцев», — пишут исследователи.

Каменные наконечники стрел

Большие наконечники использовались для копий, маленькие — для стрел
Laure Metz/Ludovic Slimak

В исследовании, опубликованном в журнале Science Advances в прошлом году, многие из тех же исследователей сообщили об обнаружении зубов и каменных артефактов, которые показали, что ранние современные люди жили на этом месте между 56 700 и 51 700 лет назад, что отодвигает самую раннюю известную дату прибытия людей раннего Нового времени в Европу примерно на 10 000 лет.

В новой работе были изучены сотни каменных артефактов из одного и того же места и примерно того же возраста, многие из которых имели явные признаки использования в качестве метательного оружия, — в том числе более 100 наконечников, которые, по-видимому, являются частями наконечников стрел. Некоторые из них были похожи на наконечники стрел, сделанные более поздними Homo sapiens, а у некоторых были переломы и другие повреждения на концах, которые могли быть вызваны столкновением с целью.

Исследователи сделали копии наконечников, используя тот же камень и те же технологии. Затем их примотали к стрелам и постреляли ими из лука, чтобы сравнить изломы на режущей кромке с теми, что были найдены в археологических раскопках
Ludovic Slimak

Исследователи также сделали копии наконечников из камня, найденного рядом с каменным убежищем, и превратили их в стрелы, дротики для атлатлов (копьеметателей) и копья, которые затем использовали, чтобы стрелять или пронзать мертвых коз, чтобы имитировать охоту на добычу. Они обнаружили, что некоторые из более крупных наконечников могли быть эффективны с копьями, но самые маленькие наконечники не наносили бы достаточного урона без силы лука и стрел.

Древнее преимущество?

Однако каменные и костяные наконечники, найденные в каменном убежище в Гроте Мандрен в долине реки Роны, не являются старейшим свидетельством наличия луков и стрел где бы то ни было; предполагаемым наконечникам стрел, также связанным с ранними современными людьми, найденным в Южной Африке, более 70 000 лет.

Но данные из Гротте Мандрина указывают на то, что ранние современные люди умели обращаться с луками и стрелами на самой ранней стадии своего вторжения в Европу, вопреки предположению некоторых археологов, что они освоили эту технологию только после того, как вытеснили неандертальцев. Например, некоторые археологи утверждают, что небольшие наконечники, обнаруженные на самых ранних стоянках в Южной Африке, были созданы в процессе изготовления копий и могут не свидетельствовать о ранних стрелах.

Новое исследование предполагает, что использование луков, стрел и атлатлов могло быть решающим преимуществом для современных людей, поскольку они распространились по Европе и в конечном итоге заменили неандертальцев. Согласно отчету в журнале Nature, Грот Мандрин также содержит кости лошадей, и исследователи полагают, что ранние современные люди могли охотиться на них и бизонов, мигрирующих через долину реки Роны.