Найдено вещество, способное исцелить псориаз, болезнь Крона и другие аутоиммунные заболевания

Аутоиммунные заболевания поражают почти 4% всех людей на планете. Наиболее распространенными из этих патологий являются болезнь Крона, псориаз, рассеянный склероз и ревматоидный артрит. Новое исследование выявило встречающееся в природе соединение, которое может помочь вылечить эти и другие аутоиммунные расстройства.

Т-клетки играют ключевую роль в иммунном ответе организма, атакуя патогены и инфекции. При аутоиммунных заболеваниях иммунный ответ нарушен, и Т-клетки начинают атаковать здоровые клетки и ткани, — но механизм, лежащий в основе этого, изучен плохо.

Наша иммунная система адаптивно реагирует на определенные патогены, создавая долговременную «память», чтобы организм знал, как бороться с этим видом заразы, если мы столкнемся с ним снова. Т-хелперные (Th) клетки представляют собой разновидность Т-клеток, которые играют центральную роль в этом процессе, высвобождая цитокины, активирующие другие иммунные клетки для борьбы с попавшими в тело патогенами.

Один цитокин, особо важный для воспалительной реакции организма (он называется интерлейкин 17), секретируется подтипом Th-клеток, называемым Th17-клетками. Клетки Th17 усиливают иммунный ответ, вызывая накопление иммунных клеток в местах воспаления. Но когда они сверхактивны, то могут атаковать здоровые клетки организма, нанося тому существенный вред.

Как защитить организм от самого себя

Новое японское исследование было сосредоточено на роли, которую клетки Th17 играют в аутоиммунных заболеваниях. Ученые начали с рассмотрения гликолиза, метаболического процесса, при котором глюкоза превращается в энергию для топливных клеток, что также отвечает за создание клеток Th17. «Интересно, что чрезмерный гликолиз, по-видимому, подавляет активность клеток Th17, — отметил Цунг-Йен Хуанг, первый автор исследования. — Мы предположили, что молекулы, образующиеся во время гликолиза, могут ингибировать клетки».

Гликолиз производит побочный продукт, называемый фосфоенолпируват (ФЕП). Исследователи обнаружили, что введение в клетки дополнительного ФЕП препятствует созреванию клеток Th17 и ингибирует выработку интерлейкина-17, тем самым снижая воспалительную реакцию организма. Важно отметить, что добавление ФЕП к клеткам не сильно влияло на процесс гликолиза или активацию Т-клеток.

Углубившись в процесс, лежащий в основе ингибирующего действия ФЕП, команда обнаружила, что белок JunB способствует созреванию Th17, связываясь с определенным набором генов. Дальнейшие эксперименты показали, что обработка ФЕП блокирует активность JunB, ингибируя создание клеток Th17.

Проверяя находку на мышах с аутоиммунным заболеванием головного мозга, исследователи выяснили, что ежедневное введение ФЕП останавливало образование клеток Th17 и уменьшало Th17-зависимый аутоиммунный ответ. «Ключ к развитию аутоиммунных заболеваний и, следовательно, к способу подавления этого развития находится в наших клетках, но лежащий в их основе механизм всегда был неясен. Однако теперь наше исследование пролило свет на соединение, которое может подавлять развитие этих заболеваний», — пишут авторы работы.

Эта работа может представить новый способ лечения аутоиммунных заболеваний без вмешательства в важный метаболический процесс гликолиза. Ученые стремятся улучшить процесс, прежде чем приступить к клиническим испытаниям на людях.