Странные окаменелости указали на грубую ошибку ученых: загадка мшанок

Вот вам история про забавную ошибку ученых: окаменелости, которые ранее считались принадлежащими доисторическим водным беспозвоночным с щупальцами, на деле оказались просто пучком водорослей.
Странные окаменелости указали на грубую ошибку ученых: загадка мшанок
Yang et al., Nature, 2023

Таков вывод нового исследования останков возрастом 500 миллионов лет, в котором по-новому взглянули на окаменелости Protomelission gateshousei, которые, как считалось ранее, представляли собой древнейшие останки мшанок из известных науке.

Находки не только проясняют ситуацию, но и меняют то, что мы знаем об эволюции мшанок. На сегодняшний день это единственные окаменелые животные, которых не было во время кембрийского взрыва, когда на Земле за короткий срок резко возросло разнообразие живых организмов.

Летопись окаменелостей

«Мы склонны думать о кембрийском взрыве как об уникальном периоде в истории эволюции, когда были намечены все "чертежи" жизни животных. Большая часть последующей эволюции сводится к мелкомасштабным изменениям этих первоначальных шаблонов для жизни» — рассказал палеонтолог Мартин Смит из Даремского университета в Великобритании.

«Но если мшанки действительно эволюционировали после кембрийского периода, это демонстрирует, что эволюция сохранила свою страсть к творчеству после этого критического периода инноваций — возможно, полмиллиарда лет назад траектория развития жизни на Земле была определена не так жестко, как мы думали», — добавил он.

Окаменелости, ошибочно принятые за останки мшанок
Yang et al., Nature, 2023

Авторы исследования изучили крошечные окаменелости P. gateshousei, найденные в холмах южного Китая, отдельно от партии, которую считали останками мшанок, — и обнаружили в образцах ранее невиданные признаки мягких частей. Эти окаменелости больше напоминают зеленые водоросли Dasycladales, что особенно заметно в особенностях строения внешней мембраны, которых не было в других образцах окаменелостей.

Таким образом, таинственное дело о «недостающих» окаменелостях мшанок наконец раскрыто. Почему этот класс существ единственный, кто не фигурирует в крупнейшей вспышке развития жизненных форм в истории организмов? Потому, что с высокой долей вероятности мы просто не нашли его останков. Возможно, самые ранние формы мшанок имели более мягкие организмы, а это значит, что они попросту не оставили после себя окаменелостей на первых этапах своей эволюции. До тех пор, пока ученые не получат новые, более существенные доказательства, вопрос докембрийского происхождения мшанок останется закрытым.