«Блуждающие» луны могли уничтожить множество космических цивилизаций

Столкновение Луны с Землей может показаться нереалистичным сценарием конца света или научно-фантастическими катастрофами. Но для некоторых планет в других звездных системах такие жуткие столкновения могут быть обычным явлением.
«Блуждающие» луны могли уничтожить множество космических цивилизаций
NASA/SOFIA/Lynette Cook

Новое исследование, опубликованное в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, демонстрирует с помощью компьютерных моделей, что столкновения между экзопланетами и их лунами (называемые экзолунами) на самом деле могут быть обычным явлением, которое может иметь катастрофические последствия для любых форм жизни.

Хотя на сегодняшний день конкретных экзолун обнаружено не было (ввиду их незначительного размера относительно экзопланет), астрономы уверены, что в других звездных системах их не меньше (а может и намного больше), чем в нашей. Брэд Хансен, астроном из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и автор нового исследования, решил изучить то, как могут взаимодействовать инопланетные спутники и экзопланеты, и как эти взаимодействия повлияют на потенциал для жизни в далеких звездных системах.

Луны-беглецы

Гравитация управляет взаимодействием между планетой и ее лунами, проявляясь в виде приливов и других эффектов, таких как медленное отдаление нашей собственной луны. Каждый год земная луна отодвигается от нашей планеты почти на три сантиметра, так что ее орбита ежегодно становится все больше. В то же время Земля с каждым годом вращается немного медленнее. Эти два эффекта напрямую связаны: Земля передает часть углового момента от своего вращения на орбиту Луны.

Если бы этот компромисс продолжался достаточно долго, Луна могла бы в конечном итоге оторваться от Земли. К счастью для нас, этот процесс займет так много времени, что Солнце взорвется задолго до того, как Луна сможет полностью «сбежать» от своей планеты. Но вокруг некоторых экзопланет, особенно тех, которые намного ближе к своим звездам, чем Земля к Солнцу, эта ситуация может развиваться намного быстрее: например, в случае, когда планеты и их «нестабильные» луны сталкиваются в течение первого миллиарда лет своего образования, согласно расчетам Хансена. Для сравнения, Земле и ее Луне около 4,5 миллиардов лет.

В симуляциях ученого луны, которые отошли от своих планет-хозяев, часто возвращались в виде настоящего бедствия, врезаясь в планету и создавая огромные пылевые облака. Эти облака светились в инфракрасном диапазоне, так как освещались и нагревались светом звезды. Но они просуществовали всего около 10 000 лет, прежде чем исчезнуть — мгновение по меркам космоса.

По словам Хансена, наблюдения с помощью космического телескопа NASA Wide-field Infrared Survey Explorer показывают, что каждая звезда в какой-то момент своей жизни подвергнется одному такому событию. Он добавил, что вполне вероятно, что эти выбросы пыли представляют собой столкновения между планетами и их лунами.

Однако из-за того, что пылевые облака очень недолговечны, астрономы наблюдали лишь около дюжины из них. Кроме того, некоторые астрономы до сих пор не уверены, что эти пылевые облака образовались от экзолуны, вместо этого предполагая, что они могут возникнуть в результате столкновения двух планет. В любом случае необходимы дополнительные наблюдения, чтобы выяснить роль экзолун в эволюции экзопланеты и определить, могут ли эти столкновения повлиять на инопланетную жизнь.

«Луны часто бывают полезными», — отметил Хансен. Считается, что они помогают стабилизировать наклон оси планеты, делая времена года более мягкими и более благоприятными для жизни. Однако столкновение, подобное столкновению в симуляциях Хансена, безусловно, перевешивало бы это преимущество, уничтожая любую возможность жизни в огненном армагеддоне.