Тайна мустатилов: в арабской пустыне нашли святилище со следами загадочного жертвоприношения

Согласно новому анализу, таинственные прямоугольные ограждения использовались людьми эпохи неолита для неизвестных ритуалов, в которых фигурировали жертвоприношения животных, — возможно, обряды посвящены неизвестному божеству или божествам. Раскопки выявили сотни фрагментов останков животных, сгруппированных вокруг вертикальной каменной плиты, интерпретируемой как священная.
Тайна мустатилов: в арабской пустыне нашли святилище со следами загадочного жертвоприношения
Kennedy et al., PLOS One, 2023
Ученые заявили, что приблизились к пониманию того, зачем древние строители возвели сотни больших каменных сооружений в пустынях на северо-западе Саудовской Аравии тысячи лет назад.

Памятники возрастом примерно 7000 лет, известные как мустатилы (арабское слово, означающее прямоугольники), сбивали с толку археологов с тех пор, как привлекли внимание ученых в 1970-х годах. Однако только в 2017 году полная степень их распространения по Аравийскому полуострову была раскрыта в первой научной статье, задокументировавшей их открытие. Аэрофотосъемка помогла идентифицировать более 1600 мустатилов, иногда группами, разбросанными по всей пустыне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мустатилы, получившие прозвище «врата» из-за их вида с воздуха, были описаны в этой статье как «два коротких, толстых ряда камней, сложенных в кучу, примерно параллельных, соединенных двумя или более гораздо более длинными и тонкими стенами». Они состоят из двух коротких толстых платформ, соединенных низкими стенами гораздо большей длины, размером до 600 метров, но не более полуметра в высоту.

Снимок раскопанного мустатила
Снимок раскопанного мустатила
Kennedy et al., PLOS ONE, 2023
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотя мустатилы часто находят разрушенными, в них прослеживается закономерность: один из двух коротких концов образует вход, а другой содержит камеры разного размера. Для чего использовались эти камеры, неизвестно, но любопытно отсутствие инструментов внутри и вокруг них. Археологи считают, что этот набор характеристик предполагает, что данные постройки не предназначались для утилитарных, повседневных целей; низкие стены и отсутствие крыш сделали бы их непригодными, например, в качестве загонов для скота или складских помещений.

В некоторых случаях древние здания могут содержать стоящие и украшенные каменные плиты, а также россыпь костей животных. Некоторые мустатилы также имеют длинный двор, напоминающий элемент процессии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2019 году международная группа ученых во главе с археологом Мелиссой Кеннеди из Университета Западной Австралии раскопала мустатил из песчаника длиной 140 метров недалеко от Аль-Ула, названный IDIHA-F-0011081, собрав фрагменты материала и каталогизировав различные особенности монумента.

В начале мустатила – коротком конце с камерами – ученые обнаружили пространство со стоячими каменными плитами. Они также собрали 260 фрагментов костей, зубов и рогов животных, в основном сгруппированных вокруг каменной плиты. Исследователи идентифицировали 246 таких фрагментов; и, что еще более интригующе, куски костей были исключительно кусочками черепов животных, взятых у коз, газелей, мелких жвачных животных и домашнего скота.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Реконструкция мустатила и место, где было найдено строение
Реконструкция мустатила и место, где было найдено строение
Kennedy et al., PLOS ONE, 2023
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам команды, это предполагает, что каменная плита представляет собой то, что известно как бетил — священный камень, представляющий бога или богов людей, живших в этом регионе тысячи лет назад, с головами животных, помещенными в качестве ритуальных подношений. Эти стоячие камни встречаются не у всех мустатилов, но, по мнению исследователей, их достаточно, чтобы иметь большое значение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мы предполагаем, что стоячие камни (бетилы) из мустатила IDIHA-F-0011081... могли функционировать как посредник между человечеством и божественным, действуя как представитель или проявление неизвестного неолитического божества/божеств или религиозной идеи, к которой элементы фауны были депонированы как подношения по обету», — пишут ученые в своей статье.

Каменная камера святилища
Каменная камера святилища
Kennedy et al., PLOS ONE, 2023
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Из-за количества и возраста забитых животных, а также наличия хрупких элементов черепа, напоминающих свежие черепа, и антропных следов, указывающих на определенные методы обработки, мы предполагаем, что ритуальные пиршества также сыграли роль в мустатиле IDIHA-F-0011081», — добавляют авторы.

Есть еще одна любопытная подсказка, указывающая на истинную роль памятника в культуре древнего общества: небольшая прямоугольная каменная камера, в которой исследователи нашли человеческие останки, рядом с головной частью мустатила, где находилась камера бетила. Это так называемый цист — небольшая древняя погребальная камера, сложенная из плит необработанного песчаника. Со временем он разрушился сам по себе, но все еще содержал сломанные и частично сочлененные человеческие останки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Человеческие кости, найденные внутри мустатила
Человеческие кости, найденные внутри мустатила
Kennedy et al., PLOS ONE, 2023

Время сделало свое дело и с этими костями, но Кеннеди и ее команда смогли установить, что умерший был взрослым мужчиной, который, вероятно, страдал остеоартритом. Кем он был и почему его похоронили в мустатиле, остается неизвестным; но археологи отмечают, что в погребении есть нечто неуловимо странное, не вписывающееся в картину обычных захоронений подобного типа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сам мустатил был относительно скрыт в каньонах из песчаника, но человеческие останки захоронили в нем через несколько сотен лет после останков животных! Это говорит о том, что это место оставалось важным еще долгое время после того, как оно больше не использовалось по прямому назначению, и, возможно, стало местом паломничества.

«Включение этих двух аспектов предполагает глубоко укоренившуюся идеологическую путаницу, которая была разделена огромным расстоянием, что указывает на гораздо более взаимосвязанный ландшафт и культуру для периода неолита на северо-западе Аравии, чем предполагалось ранее», — заключают авторы статьи.