У этого древнего хищника были особые глаза и чудовищные клыки, вроставшие в череп на протяжении всей жизни

Новое исследование показало, что, несмотря на такие широко расставленные глаза, как у коровы, и удивительно длинные верхние клыки с корнями, уходящими глубоко в череп, «сумчатый саблезубый» оказался эффективным хищником.
Jorge Blanco

Это свирепое сумчатое животное — вымершее млекопитающее из Южной Америки, научно известное как Thylacosmilus atrox. Ученые из Аргентины и США изучили компьютерную томографию (КТ) черепов трех крупных хищников, которые должны были весить примерно 100 кг и вымерли около 3 миллионов лет назад. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Communications Biology, команда заметила, что странная анатомия черепа животного выделяется по сравнению с другими хищниками, такими как собаки и кошки, чьи глаза направлены вперед, чтобы помочь им отслеживать добычу.

«Что мы ожидаем от любого хищника, так это то, что [их глазницы] обычно имеют сходящиеся орбиты, а значит, их зрение всегда ориентировано вперед, что дает им хорошее восприятие глубины и расстояния до цели», — рассказала ведущий автор исследования Шарлен Гайяр, аспирант Аргентинского института нивологии, гляциологии и наук об окружающей среде (IANIGLA). Она добавила, что подобное эволюционное приспособление позволяет хищнику максимально точно определить местонахождение добычи.

Эта точность достигается, когда левое и правое поля зрения перекрываются и посылают информацию в мозг, позволяя «мозгу интерпретировать глубину и расстояние», что приводит к трехмерному зрению. Но расположение глаз сумчатого саблезуба больше соответствует травоядным, таким как коровы и лошади, которые видят мир в 2D, что заставляет ученых задаться вопросом, могло ли это гиперхищное животное, чей рацион как минимум на 70% состоял из мяса, видеть мир трехмерным.

Художественная реконструкция черепа древнего хищника
Jorge Blanco

Изучив сканы, исследователи обнаружили, что зверь смог компенсировать странное расположение глаз, развернув свои орбиты наружу и ориентируя их вертикально, что помогло ему достичь перекрытия полей зрения на 70 градусов — аналогично современным кошкам. «Этого было достаточно, чтобы сделать его успешным хищником», — отметила Гайяр.

Итак, что заставило T. atrox эволюционировать, чтобы иметь такое шаткое расположение глаз? Исследователи сказали, что это все благодаря его ошеломляюще длинным клыкам, которые «постоянно росли» на протяжении всей его жизни, а корни со временем уходили все дальше в череп. Это смещение привело к уникально широко расставленным глазам животного, поскольку его клыки были «инвазивными в дорсальную [переднюю] часть черепа».

Тем не менее, исследователям неясно, приносят ли такие гигантские клыки какие-либо преимущества во время охоты, поскольку в настоящее время у млекопитающих подобные адаптивные механизмы отсутствуют, включая также кенгуру и других сумчатых, которые являются дальними родственниками T. atrox.