Гигантская галактика исторгла в сторону Земли мощный джет раскаленной плазмы и радиации

Астрономам пришлось заново классифицировать яркую радиогалактику в небе после того, как было обнаружено, что она перенаправляет струю излучения прямо на Землю. Это событие знаменует собой первое наблюдение такой резкой переориентации, что она меняет категорию, в которую вписывается скопление звезды.
NASA/JPL-Caltech

В центре большинства галактик находится сверхмассивная черная дыра, и в некоторых случаях эти монстры усердно пережевывают материю и в результате излучают более высокие уровни радиации. Область, в которой происходит этот процесс, называется активным галактическим ядром (АЯГ) или квазаром. Некоторые из черных дыр едят так небрежно, что испускают огромные струи заряженных частиц, движущихся со скоростью, близкой к скорости света. Эти джеты могут быть направлены в любую сторону от родной галактики, и если так случилось, что один из них указывает на Землю, то для наблюдателей с поверхности планеты он выглядит как очень яркий объект, называемый блазаром.

Астрономы обнаружили причудливую галактику, которая, кажется, превратилась из квазара в блазар, совершив невиданный ранее переход. В какой-то момент в прошлом галактический джет изменил направление на целых 90 градусов и теперь направлен прямо на Землю.

Галактика, известная как PBC J2333.9-2343, расположена на расстоянии 656,8 миллионов световых лет от нас, и при крупномасштабном наблюдении с помощью определенных типов инструментов в ее окрестностях можно увидеть что-то похожее на джеты, простирающиеся по небу. Это привело к тому, что она была первоначально классифицирована как радиогалактика с АЯГ в центре.

Но данная галактика, казалось, обладала какими-то другими странными свойствами, поэтому астрономы рассмотрели ее поближе с помощью радио-, оптических, инфракрасных, рентгеновских, ультрафиолетовых и гамма-телескопов. Эти всесторонние исследования выявили блазар в центре галактики — сигнатуру джета, видимого в лоб. Но куда же тогда делись старые джеты? Астрономы наблюдали и их — два космических «лепестка» из потоков вещества, являющихся являются остатками старых джетов, которые больше не питаются активностью АЯГ.

Исследование позволило команде лучше оценить размер галактики, и оказалось, что это гигант, охватывающий примерно 4 миллиона световых лет в диаметре. Для справки, наш собственный Млечный Путь имеет ширину всего 100 000 световых лет.

Команда говорит, что в прошлом было замечено, что другие АЯГ перенаправляли свои джеты, но это всегда происходило с одной перпендикулярной части неба на другую. PBC J2333.9-2343 знаменует собой первый случай, когда джет переместился по прямой линии с Землей, что привело к изменению классификации объекта. Однако аналогичные события привели к тому, что предположительно спокойные галактики внезапно превратились в квазары. Что именно вызвало сдвиг, остается невыясненным, но команда предполагает, что одна галактика могла слиться с другой, столкнуться с другим большим объектом или же черная дыра просто проявила активность после периода бездействия.