Внутри метеоритов скрываются редчайшие данные, которые энтузиасты уничтожают, сами того не желая

Ученые из Массачусетского технологического института в США и Университета Париж-Сите во Франции обнаружили, что использование редкоземельных магнитов, таких как неодим, стирает и перезаписывает магнитную запись, запертую внутри ферромагнитных минералов в метеоритах. Поскольку многие метеориты, падающие на Землю, содержат значительное количество железа, это означает, что мы теряем важные данные о том, как магнитные поля в космосе изменили эти метеориты за миллиарды лет.
Institute of Meteoritics, UNM

«Метеориты предоставляют бесценные записи об образовании и эволюции планет. Исследования их палеомагнетизма ограничивают аккрецию в протопланетном диске, тепловую эволюцию и дифференциацию планетезималей, а также историю планетарных динамо. Тем не менее, потенциал этих магнитных записей в продвижении области планетарной науки серьезно затруднен из-за широко используемой техники: применения ручных магнитов для помощи в классификации метеоритов», — пишут группа под руководством планетолога Фотейни Вервелиду из Массачусетского технологического института.

«Прикосновение к метеориту магнитом приводит к почти мгновенному уничтожению его магнитной записи», — заявили исследователи

Воздействие магнитного поля может оказывать на минералы интересный эффект. По мере формирования куска породы кристаллы в магнитных минералах могут ориентироваться в магнитном поле, а в некоторых случаях намагничиваются сами, обеспечивая «запись» силы и выравнивания магнитного поля, вызвавшего это.

Палеомагнетизм в других мирах

Здесь, на Земле, изучение этих записей известно как палеомагнетизм, и ученые используют их, чтобы понять историю магнитного поля Земли и то, как оно развивалось и менялось с течением времени. Земля под нашими ногами богата такими записями, и мы смогли многое узнать о нашем постоянно меняющемся родном мире.

Ожидается, что другие каменистые миры сохранят аналогичные записи, но наш доступ к ним, очевидно, намного более ограничен. Марс, например, также вызывает повышенный интерес ученых. Магнитное поле Земли генерируется динамо-машиной: вращающейся, конвекционной, проводящей жидкостью глубоко внутри планеты, которая преобразует кинетическую энергию в магнитную.

Сейчас на Марсе нет активного динамо, и исчезновение его глобального магнитного поля остается загадкой. Древние камни с Марса могли бы рассказать больше о периоде в истории планеты, когда на нем действительно было активное динамо. Что интересно, древние камни с Марса иногда, очень редко, попадают к нам на Землю.

Изучая редкости

Метеорит Black Beauty, также известный как Northwest Africa 7034, извлеченный из песков пустыни Марокко в 2011 году, является известным примером такого «марсианского гостя». Это один из старейших марсианских метеоритов на Земле, и он содержит фрагменты возрастом до 4,4 миллиарда лет, когда Солнечная система и планеты в ней были еще младенцами.

Ученые думали, что он должен был сохранить запись марсианского динамо, но когда они отправились проверять магнитные записи в кусках инопланетной породы, то ничего не нашли — буквально ни следа. Какие бы магнитные записи Марса ни остались в NWA 7034 после его путешествия на Землю, они были уничтожены магнитами, которые охотники за метеоритами использовали для проверки своих находок.

Это явление было замечено во многих метеоритах, но никто не предпринял систематического исследования того, как оно происходит. Поэтому Вервелиду и ее коллеги провели многоэтапный анализ, объединив численное моделирование, перемагничивание земного базальта с помощью ручных магнитов и изучение 9 фрагментов исходного метеорита, из которого образовался NWA 7034.

Исследование показало, что камень был стерт, но другие фрагменты родительского метеорита, возможно, все еще сохранили следы исходной магнитной записи. Поэтому следующим шагом исследования было тестирование этих остатков. К сожалению, Вервелиду и ее команда обнаружили, что ни в одном из фрагментов не было никаких следов магнитной активности — все они также были стерты.

Однако исследование показало, что магнитное разрушение прогрессирует и следует аналогичной кривой размагничивания. Таким образом, ученые, изучающие намагниченность метеоритов в будущем, имеют представление о том, насколько глубоко может протекать размагничивание, что позволит им найти образцы, сохраняющие окаменелые магнитные поля либо от планетарных процессов, либо от самой Солнечной системы.