Свободная от льда Антарктида позволяла динозаврам мигрировать с континента на континент

Исключительно хорошо сохранившийся череп зауропода возрастом почти 100 миллионов лет, обнаруженный в Австралии, может свидетельствовать о том, что динозавры путешествовали через Антарктиду из Южной Америки в Австралию.
Australian Age of Dinosaurs Museum

Почти полный череп зауропода принадлежит виду под названием Diamantinasaurus matildae. Зауроподы известны своими чрезвычайно длинными шеями, шея одного из динозавров длиннее школьного автобуса. D. matildae также был титанозавром, единственной группой динозавров-зауроподов, доживших вплоть до конца мелового периода (от 145 до 66 миллионов лет назад), прежде чем неавианские динозавры вымерли.

Палеонтологи раскопали образец в 2018 году на овцеводческом ранчо к северо-западу от Винтона, в Квинсленде, Австралия, и назвали его «Энн». D. matildae был длиной с теннисный корт (23,77 метра) и весил около 25 тонн, то есть почти в три раза больше знаменитого тирекса. Окаменелости поразительно похожи на кости, обнаруженные в Аргентине, что навело исследователей на мысль, что зауроподы путешествовали между Южной Америкой и Австралией через Антарктиду.

«При анализе останков мы обнаружили сходство между черепом Энн и черепом титанозавра по имени Sarmientosaurus musacchioi, который жил в Южной Америке примерно в то же время, когда Diamantinasaurus жил в Квинсленде, — рассказал Стивен Поропат, палеонтолог из Университета Кертина в Перте, Австралия, и ведущий автор нового исследования. — Мы предполагаем, что зауроподы путешествовали между Австралией и Южной Америкой через Антарктиду в середине мелового периода».

Древняя суша

В тепличном мире мелового периода Антарктида была покрыта густыми лесами и растительностью. Ученые уже знали, что зауроподы бродили по ныне холодной суше после того, как в 2011 году в Антарктиде была обнаружена первая окаменелость динозавра с длинной шеей. Некоторые ученые уже предполагали, что эти колоссы использовали Антарктиду для соединения континентов. По данным Австралийского музея, в то время Австралия, Новая Зеландия, Антарктида и Южная Америка объединились и образовали последний остаток суперконтинента Гондвана.

В исследовании, опубликованном в журнале Royal Society Open Science, ученые сравнили наиболее хорошо сохранившийся череп зауропода, найденный на сегодняшний день в Австралии, с другими черепами со всего мира. Используя подробные сканы останков Энн, команда обнаружила поразительное сходство с черепом сармиентозавра, который был обнаружен в провинции Чубут на юге Аргентины и описан в исследовании 2016 года в журнале PLOS One. «Эти сходства включают в себя детали черепа, кости, образующие заднюю часть черепа возле челюстного сустава, и форму зубов», — заявил Поропат.

Исследователи уже подозревали, что эти два динозавра были тесно связаны, но до сих пор у них не было доказательств, подтверждающих это. «Новый череп во многом подкрепляет идею. Кость к кости, черепа диамантиназавра и сармиентозавра очень похожи», — отметил ученый.

Согласно исследованию, черепа динозавров — чрезвычайно редкая находка. Помимо нескольких зубов, череп Энн является лишь вторым черепом зауропода, найденным в Австралии, после обнаружения в 2016 году частичного черепа, принадлежащего D. matildae. Это потому, что головы зауроподов были маленькими по сравнению с размером их тела и состояли из крошечных, тонких костей и разлагались быстрее, чем крепкие конечности, пишет Поропат.