В океане найдены аномальные вирусы, поражающие планктон по всему миру

Ученые обнаружили невиданные ранее вирусы, которые процветают в залитых солнцем океанах от полюса до полюса и заражают планктон. Они назвали вновь обнаруженные микробы «мирусвирусами» — «мирус» означает «странный» на латыни.
В океане найдены аномальные вирусы, поражающие планктон по всему миру
Shutterstock

Исследователи пришли к выводу, что мирусвирусы принадлежат к большой группе вирусов под названием Duplodnaviria, в которую входят вирусы герпеса, поражающие животных и людей, на основе общих генов, кодирующих оболочку или «частицу», покрывающую их ДНК. Но странные новооткрытые вирусы также имеют ошеломляющее количество общих генов с группой гигантских вирусов, называемых Varidnaviria.

Это говорит о том, что мирусвирусы представляют собой причудливый гибрид двух отдаленно родственных вирусных линий, заключили ученые.

«Похоже, это чрезвычайно необычная группа вирусов, — рассказал Том Дельмонт, исследователь из Французского национального центра научных исследований (CNRS), принимавший участие в открытии. — Вот почему мы считаем их химерными, потому что они представляют собой смесь двух разных групп вирусов — с одной стороны, вирусов герпеса, основанных на генах частиц, а с другой стороны, гигантских вирусов, основанных на гораздо большем количестве генов».

Команда описала новое открытие в исследовании, опубликованном в журнале Nature, и подчеркнула, как мало мы на самом деле знаем о вирусах, скрывающихся в океанах Земли.

Чтобы найти странные вирусы, команда изучила данные экспедиции Tara Ocean, в ходе которой в период с 2009 по 2013 год было собрано почти 35 000 образцов океанской воды, содержащих вирусы, водоросли и планктон. «Работа с этими данными похожа на исследование огромной площади песка с помощью металлоискателя в поисках сокровищ», — признался Дельмонт.

Просматривая этот массив данных, ученые обнаружили ранее неописанную линию двухцепочечных ДНК-вирусов, которые можно найти в освещенных солнцем поверхностных водах полярных, умеренных и тропических океанов. По данным Национальной океанической службы, эти обильные вирусы заражают планктон — крошечные организмы, которые дрейфуют в океанских течениях и могут окрашивать воду так, что фантастические цвета будет видно из космоса.

Вторгаясь в клетки планктона, мирусвирусы, вероятно, помогают регулировать активность микроорганизмов и, таким образом, поток углерода и питательных веществ через океан.

«Вирусы — естественный компонент планктона на поверхности океана. Они будут разрушать много-много клеток каждый день, высвобождая в процессе питательные вещества, которые будут использоваться другими клетками, чтобы быть активными и здоровыми», — поясняют исследователи. По словам Дельмонта, мирусвирусы могут стать ключом к разгадке загадочного происхождения вирусов герпеса. Гены, кодирующие защитную оболочку вокруг вирусной ДНК, поразительно похожи в обеих группах, что позволяет предположить их родство.

«Это означает, что существует общая эволюционная история между герпесом, который поражает только животных, и мирусвирусами, которые повсюду в океане, где они заражают одноклеточные организмы. Все это указывает на планктонное происхождение герпеса» — уверяет Дельмонт.