Целая колония муравьев может притвориться мертвой: представление колоссального масштаба

Притворяться мертвым — распространенный защитный механизм в животном мире, но австралийские ученые обнаружили пример совершенно нового масштаба. Оказалось, что целые колонии муравьев симулируют смерть — это коллективное поведение, которое никогда раньше не регистрировалось.
S. 'Topa' Petit

Хищники обычно не заинтересованы в поедании уже мертвой добычи, и многие животные используют это в своих интересах. Североамериканский опоссум настолько известен тем, что притворяется трупом, что породил идиому «играть в опоссума» — и такое поведение наблюдается у многих млекопитающих, птиц, рептилий и насекомых.

В этот список входят некоторые виды муравьев, но обычно это делают только отдельные насекомые перед лицом опасности. Но все изменилось, когда ученые обнаружили целую колонию муравьев Polyrhachis femorata.

Исследователи из Университета Южной Австралии (UniSA) изучали жилища диких животных на острове Кенгуру, когда наткнулись на ящик, полный мертвых муравьев. Они не особо придавали этому значение, пока один любитель не провалил свою простую роль и не задвигался, чем испортил все представление. На протяжении проекта команда неоднократно видела одну и ту же мелодраматическую сцену.

Доцент С. «Топа» Пети отмечает, что «...такого рода защитная неподвижность известна лишь у нескольких видов муравьев — но мы не знаем других случаев, когда она наблюдалась бы у целых колоний. В некоторых ящиках с колониями Polyrhachis femorata одним особям требовалось время, чтобы перестать двигаться, а другим — чтобы выйти из мнимой "комы". Триггеры поведения муравьев пока трудно понять».

Команда ожидает, что это групповое поведение, симулирующее смерть, известное как танатоз, будет обнаружено у других видов муравьев и поможет исследователям узнать больше об этом малоизученном насекомом.