Улетный обед: все, что вы хотели знать о питании на борту самолета
Итак, готовит еду для пассажиров и экипажа цех бортового питания, с которым каждая авиакомпания заключает договор. Для всех рейсов разрабатывается меню с учетом их продолжительности и направления, законодательных требований и пожеланий авиакомпаний. Если на вашем рейсе обслуживание питанием не предусмотрено, то вы при необходимости можете заказать себе порцию во время покупки билета.
Горячие блюда после приготовления раскладываются по касалеткам (для эконом-класса предусмотрены фольговые, для бизнес-класса – фарфоровые). Они в свою очередь укладываются в переносные металлические контейнеры и замораживаются. Фруктовые, рыбные, мясные нарезки, десерты упаковываются в ланч-боксы, помещаются в телеги и отправляются в холодильник. Незадолго до вылета рейса контейнеры и телеги загружаются в автолифт, который доставляет их на самолет.
Загрузка питания происходит, как правило, в хвостовой части, и вы наверняка видели этот «вагончик» около самолета. Многие, кстати, его так и называют: «вагон-ресторан»
После взлета и набора высоты бортпроводники разогревают касалетки в печи в течение 15-20 минут при температуре 230 градусов, а чтобы не обжечься, работают в специальных термоустойчивых перчатках. Пока телеги сервируются для работы в салоне, касалетки успевают приостыть и на момент подачи должны быть не ниже 75 градусов.
Выбор горячего обычно стандартный: мясо, курица, рыба. Понять, в какой касалетке что находится, стюардессам помогает международная маркировка. Красный круг на крышке обозначает мясо, желтый – курицу, синий – рыбу. Гарнир, как и содержимое ланч-боксов, варьируется в зависимости от заказа конкретной авиакомпании. Но точно не будет изделий в панировке, заправленных салатов, пирожных с любым кремом, кроме крема из растительных сливок: это запрещено СанПиН.
А если вы захотите забрать свою порцию с собой, чтобы поесть по прилете, учтите, что срок реализации бортового питания очень короткий: 3 часа для горячих блюд и 4 часа для холодных закусок. Время исчисляется с момента загрузки питания в автолифт, и бортпроводники тщательно за этим следят.
Если по каким-либо причинам вылет будет сильно задержан, то питание придется заменить, чтобы избежать массового отравления. И по этой же причине все то, что осталось невостребованным в течение рейса, утилизируется
Это правило касается и напитков. Остатки из вскрытых коробок и бутылок, будь то томатный сок или коллекционное шампанское, отправляются в унитаз. А в цех бортпитания сдаются обратно закрытые коробки с соком, бутылки с водой и алкоголем, пакетики сахара, кофе – словом, все нескоропортящиеся продукты в надлежащей упаковке. Все подсчитывается, фиксируется в накладной и оформляется в нескольких экземплярах.Если вы захватили с собой еду из дома, то можно попросить ее разогреть. Только позаботьтесь о посуде. В самолетах нет микроволновки – есть электропечь. Соответственно, тара должна быть металлическая. Либо, как вариант, можно обернуть свою еду в несколько слоев фольги. Правда, в этом случае вашей ручной клади наверняка будет уделено повышенное внимание на предполетном досмотре.
Что касается экипажного питания, то оно практически ничем не отличается от предложенного пассажирам эконом-класса. Пилоты и бортпроводники едят точно такую же еду, а не ресторанные изыски, как некоторые склонны думать. К тому же накладывается ряд ограничений. К примеру, пилотам нельзя есть одинаковые блюда – для перестраховки на случай отравления. Если один летчик вдруг почувствует себя нехорошо, второй продолжит управлять самолетом. Также пилоты, как и бортпроводники, не могут принимать пищу одновременно: кто-то должен следить за системами самолета и работать в салоне.
После обслуживания питанием бортпроводники собирают мусор. Вы им очень поможете, если аккуратно сложите использованную одноразовую посуду (кроме стаканов) обратно в ланч-бокс и закроете его. Иначе это все придется делать стюардессам, что замедлит работу. Дело в том, что в небольших самолетах зачастую одна телега для мусора, и если сбрасывать в нее все хаотично, то объема просто не хватит. Поэтому пустые ланч-боксы аккуратно укладываются друг на друга в те же телеги, в которых их привезли на борт. А поскольку изначально телеги заполняются снизу доверху, использованные ланч-боксы должны занимать столько же места, сколько и новые.
По прилете в аэропорт назначения эти телеги снимаются с борта, обрабатываются, заполняются новыми порциями питания и летят уже другим самолетом обратно, а весь цикл, описанный в материале, повторяется.