Улетный обед: все, что вы хотели знать о питании на борту самолета

Все-таки приятно сидеть в кресле на высоте 10 км, есть горячую пасту с курицей, пить кофе с печеньем и поглядывать в иллюминатор на проносящиеся внизу города. А вот как и в каком виде питание попадает на борт? Можно ли принести еду с собой и попросить разогреть? Чем питается экипаж и почему пилотам нельзя есть одинаковые блюда? Давайте разбираться.
Улетный обед: все, что вы хотели знать о питании на борту самолета
Freepik

Итак, готовит еду для пассажиров и экипажа цех бортового питания, с которым каждая авиакомпания заключает договор. Для всех рейсов разрабатывается меню с учетом их продолжительности и направления, законодательных требований и пожеланий авиакомпаний. Если на вашем рейсе обслуживание питанием не предусмотрено, то вы при необходимости можете заказать себе порцию во время покупки билета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Горячие блюда после приготовления раскладываются по касалеткам (для эконом-класса предусмотрены фольговые, для бизнес-класса – фарфоровые). Они в свою очередь укладываются в переносные металлические контейнеры и замораживаются. Фруктовые, рыбные, мясные нарезки, десерты упаковываются в ланч-боксы, помещаются в телеги и отправляются в холодильник. Незадолго до вылета рейса контейнеры и телеги загружаются в автолифт, который доставляет их на самолет.

Загрузка питания происходит, как правило, в хвостовой части, и вы наверняка видели этот «вагончик» около самолета. Многие, кстати, его так и называют: «вагон-ресторан»

После взлета и набора высоты бортпроводники разогревают касалетки в печи в течение 15-20 минут при температуре 230 градусов, а чтобы не обжечься, работают в специальных термоустойчивых перчатках. Пока телеги сервируются для работы в салоне, касалетки успевают приостыть и на момент подачи должны быть не ниже 75 градусов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выбор горячего обычно стандартный: мясо, курица, рыба. Понять, в какой касалетке что находится, стюардессам помогает международная маркировка. Красный круг на крышке обозначает мясо, желтый – курицу, синий – рыбу. Гарнир, как и содержимое ланч-боксов, варьируется в зависимости от заказа конкретной авиакомпании. Но точно не будет изделий в панировке, заправленных салатов, пирожных с любым кремом, кроме крема из растительных сливок: это запрещено СанПиН.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А если вы захотите забрать свою порцию с собой, чтобы поесть по прилете, учтите, что срок реализации бортового питания очень короткий: 3 часа для горячих блюд и 4 часа для холодных закусок. Время исчисляется с момента загрузки питания в автолифт, и бортпроводники тщательно за этим следят.

Если по каким-либо причинам вылет будет сильно задержан, то питание придется заменить, чтобы избежать массового отравления. И по этой же причине все то, что осталось невостребованным в течение рейса, утилизируется

Это правило касается и напитков. Остатки из вскрытых коробок и бутылок, будь то томатный сок или коллекционное шампанское, отправляются в унитаз. А в цех бортпитания сдаются обратно закрытые коробки с соком, бутылки с водой и алкоголем, пакетики сахара, кофе – словом, все нескоропортящиеся продукты в надлежащей упаковке. Все подсчитывается, фиксируется в накладной и оформляется в нескольких экземплярах.Если вы захватили с собой еду из дома, то можно попросить ее разогреть. Только позаботьтесь о посуде. В самолетах нет микроволновки – есть электропечь. Соответственно, тара должна быть металлическая. Либо, как вариант, можно обернуть свою еду в несколько слоев фольги. Правда, в этом случае вашей ручной клади наверняка будет уделено повышенное внимание на предполетном досмотре.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что касается экипажного питания, то оно практически ничем не отличается от предложенного пассажирам эконом-класса. Пилоты и бортпроводники едят точно такую же еду, а не ресторанные изыски, как некоторые склонны думать. К тому же накладывается ряд ограничений. К примеру, пилотам нельзя есть одинаковые блюда – для перестраховки на случай отравления. Если один летчик вдруг почувствует себя нехорошо, второй продолжит управлять самолетом. Также пилоты, как и бортпроводники, не могут принимать пищу одновременно: кто-то должен следить за системами самолета и работать в салоне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После обслуживания питанием бортпроводники собирают мусор. Вы им очень поможете, если аккуратно сложите использованную одноразовую посуду (кроме стаканов) обратно в ланч-бокс и закроете его. Иначе это все придется делать стюардессам, что замедлит работу. Дело в том, что в небольших самолетах зачастую одна телега для мусора, и если сбрасывать в нее все хаотично, то объема просто не хватит. Поэтому пустые ланч-боксы аккуратно укладываются друг на друга в те же телеги, в которых их привезли на борт. А поскольку изначально телеги заполняются снизу доверху, использованные ланч-боксы должны занимать столько же места, сколько и новые.

По прилете в аэропорт назначения эти телеги снимаются с борта, обрабатываются, заполняются новыми порциями питания и летят уже другим самолетом обратно, а весь цикл, описанный в материале, повторяется.