В центре нашей галактики найдены загадочные нити из света, исходящие из черной дыры

Десятилетия назад астрономический мир был ошеломлен открытием странных вертикальных нитей света, берущих свое начало из черной дыры в центре нашей галактики. Теперь астроном, ответственный за это открытие, обнаружил еще больше нитей, — только они ориентированы горизонтально и имеют некоторые другие загадочные отличия.
Farhad Yusef-Zadeh/Northwestern University

Фархад Юсеф-Заде из Северо-Западного университета обнаружил первые нити в начале 1980-х годов вокруг Стрельца A*, сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути. Эти нити взлетают на высоту, достигающую 150 световых лет, и были обнаружены повсюду вокруг черной дыры.

Кстати, новые нити удалось выявить после уменьшения шума на изображениях с телескопа MeerKAT в Южной Африке. Они не только ориентированы в той же плоскости, что и Стрелец А*, а не перпендикулярно ему, но и намного короче, их длина составляет от пяти до десяти световых лет. Их также гораздо меньше. Кроме того, новые нити, по-видимому, состоят из тепловой энергии, тогда как вертикальные нити состоят из частиц, движущихся со скоростью света.

«Я был просто ошеломлен, когда увидел это, — признался Юсеф-Заде. — Нам пришлось проделать большую работу, чтобы доказать, что мы не обманываем себя. Приятно, когда находишь порядок посреди хаотического поля ядра нашей галактики».

Еще одно ключевое отличие состоит в том, что горизонтальные нити достигают Стрельца А* только с одной стороны черной дыры, в отличие от вертикальных нитей. Это открытие, говорит Юсеф-Заде, помогает астрономам начать ориентировать аккреционный диск нашей черной дыры, а также ее истечения, вызванные струями. Хотя это полезный вывод из открытия, истинная причина нитей в настоящее время остается неизвестной.

«Мы думаем, что они должны были возникнуть в результате какой-то деятельности, которая произошла несколько миллионов лет назад. Похоже, это результат взаимодействия истекающего откуда-то вещества с объектами рядом с ним. Наша работа никогда не заканчивается. Нам всегда нужно делать новые наблюдения, постоянно подвергать сомнению наши идеи и подтачивать наш анализ», — пишет ученый.

Юсеф-Заде десятилетиями изучал центр нашей галактики и, помимо волокон, также обнаружил гигантский радиоизлучающий пузырь и маловероятный звездный питомник очень близко к Стрельцу A*. Он говорит, что телескоп MeerKAT, запущенный в эксплуатацию в 2018 году, предоставил радиоастрономам более подробные изображения, чем когда-либо прежде. Такая деталь помогает таким астрономам, как он, находить ранее упускаемые из виду структуры вблизи черной дыры нашей галактики.