Новый метод лечения рассеянного склероза: многообещающие перспективы

Новое исследование с использованием терапии микрочастицами для увеличения количества «хороших» иммунных клеток обратило вспять повреждение нервных клеток у мышей с симптомами рассеянного склероза и вылечило более трети грызунов. Это открытие может привести к новым методам лечения не только рассеянного склероза, но и других аутоиммунных заболеваний, таких как диабет 1 типа.
Новый метод лечения рассеянного склероза: многообещающие перспективы
Paul McClure

Рассеянный склероз (РС) — неизлечимое аутоиммунное заболевание, вызываемое иммунными клетками организма, которые ошибочно атакуют нервы, передающие информацию в головной и спинной мозг. Эта патология затрагивает почти 3 миллиона человек во всем мире.

Эффекторные Т-клетки являются частью первой линии организма против захватчиков. Однако при рассеянном склерозе они не понимают, что защитная оболочка (миелин), покрывающая нервные клетки, является нормальной частью тела, и атакуют ее, вызывая воспаление и повреждение. Повреждение миелина препятствует передаче нервных импульсов со всего тела в мозг. Кстати, также известно, что регуляторные Т-клетки — Т-регуляторы — подавляют чрезмерное воспаление при аутоиммунных заболеваниях.

В новом исследовании ученые из John Hopkins Medicine использовали на мышах с симптомами, подобными рассеянному склерозу, методику, в основе которой лежит использование микрочастиц. Обоснование их было простым: если подавить «плохие» эффекторные Т-клетки «хорошими» Т-регуляторами, это могло бы помешать эффекторным клеткам разрушать миелиновую оболочку.

Метод исследователей заключался в инъекциях биоразлагаемых полимерных микрочастиц в лимфатическую ткань мышей для доставки трех ключевых терапевтических агентов. Первый представлял собой слияние двух белков: интерлейкина-2, который стимулирует продукцию и рост Т-клеток, и антитела, которое блокирует определенные сайты связывания на ИЛ-2, но оптимизирует те, которые имеют отношение к Т-регионам. Вторая представляла собой молекулу с «представленным» на ее поверхности фрагментом миелинового белка (пептидом), который отбирает миелин-специфические Т-регуляторы, защищающие оболочку нервных клеток. И в-третьих, препарат рапамицин, иммунодепрессант, снижающий количество эффекторных Т-клеток.

Лимфатическая система является частью иммунной системы, большой сети сосудов, узлов, органов и тканей, которая контролирует уровень жидкости в организме и защищает от инфекций. Жидкость, которую он несет, называется лимфой и содержит лейкоциты.

«Мы вводим микрочастицы рядом с лимфатической тканью, чтобы стимулировать выработку и рост Т-регуляторов и облегчить их перемещение в центральную нервную систему через лимфатическую систему», — рассказал Джордан Грин, корреспондент исследования. — Результаты нашего исследования показали, что у всех наших мышей T-regs остановили аутоиммунную активность эффекторов против миелина, предотвратили дальнейшее повреждение нерва и дали им время, необходимое для восстановления».

В результате выяснилось, что подобным образом можно усилить рост Т-регуляторов, одновременно уменьшая количество эффекторов, что приводит к обращению симптомов, подобных рассеянному склерозу, у 100% подопытных. Что еще более интересно, ученым удалось добиться полного выздоровления в 38% случаев.

Исследователи планируют подтвердить эффективность нового метода лечения рассеянного склероза микрочастицами с помощью дальнейших исследований с целью борьбы с диабетом 1 типа, еще одним аутоиммунным заболеванием, в ближайшем будущем.