Чем жарче мир — тем больше в нем насилия: ждет ли нас сценарий «Безумного Макса»?

По мере повышения температуры растет и насилие. По крайней мере, к такому выводу пришли исследователи, изучавшие, как древние культуры южно-центральных Анд реагировали на изменение климата около 1000 лет назад. Для нас, жителей XXI века, это может быть важным предостережением.

Повышение уровня моря. Расширяющаяся тропосфера. Увеличение распространения болезнетворных комаров. Еще более суровые сезоны аллергии и нарушенный режим сна. Как будто нам было не о чем беспокоиться из-за изменения климата, новое исследование Калифорнийского университета в Дэвисе принесло неутешительные результаты. Оказалось, что после изменения климата между 470 и 1500 годами нашей эры, уровень насилия среди обитателей южных и центральных Анд начал возрастать. Если те же закономерности сохранятся и сегодня, когда мир переживает драматические климатические сдвиги, знаменитая франшиза-аунтиутопия «Безумный Макс» вполне может воплотиться в реальном мире.

Чтобы прийти к такому выводу, исследователи Калифорнийского университета в Дэвисе изучили данные анализа 2753 переломов черепа человеческих останков, собранных в 58 археологических раскопках. Затем они использовали ледовую летопись ледника Келькайя, обнаруженную на территории современных Чили, Перу и Боливии, чтобы составить карту того, что происходит с климатом. Они обнаружили, что на каждые 10 см уменьшения ежегодного нарастания льда, вызванного повышением температуры после так называемого средневекового теплого периода, уровень насилия между людьми увеличивается более чем вдвое. Ученые пришли к этому выводу по количеству травм головы, обнаруженных в летописи окаменелостей, — мера, которая часто используется археологами для изучения культурного насилия.

Интересно, что всплеск насилия, который мог быть вызван не только повышением температуры, но и уменьшением количества осадков из-за изменения погодных условий, наблюдался только в общинах, живших в высокогорьях Анд. Та же тенденция не была обнаружена в сообществах, живущих в средних и прибрежных районах, что привело исследователей к предположению, что либо засуха затронула только более высокие районы, либо сообщества, расположенные ниже по горам, нашли мирные решения возникшего кризиса.

«Это несоответствие, вероятно, возникло из-за различных экономических и социально-политических стратегий на разных высотах, — пишут исследователи. — Неудача неорошаемого земледелия в периоды засухи и сопутствующего роспуска части общины, вероятно, предрасполагала население высокогорных районов к социально-экономическому стрессу и жесткой конкуренции за ограниченные ресурсы. И наоборот, разнообразие экономик низменных и средних земель могло смягчить воздействие засухи».