Сверхновая — лучший способ, которым инопланетяне могут связаться с человечеством

Новое исследование SETI предполагает, что SN 2023ixf — самая близкая к Земле сверхновая — это идеальный объект для привлечения нашего внимания разумными инопланетянами.
Steven Bellavia

Астрономы присматриваются к новому сверхяркому взрыву в космосе: сверхновой типа II в галактике Вертушка (также известной как M101). Сверхновая типа II — это катастрофический конец жизни массивной звезды, а эта новая, названная SN 2023ixf, — ближайший взрыв к Земле за более чем десятилетие.

В то время как многие астрономы заинтересованы в том, чтобы увидеть конец жизни звезды, небольшая группа других ученых задается вопросом: может ли эта вспышка света также помочь нам найти сообщения от инопланетян? Группа исследователей из Института поиска внеземного разума (SETI) и Вашингтонского университета считает, что это возможно.

В статье, размещенной в базе данных препринтов arXiv и представленной в журнале Research Notes of the American Astronomical Society, астрономы предполагают, что разумные инопланетяне могут использовать сверхновую как возможность послать сообщение другим цивилизациям, очарованным свечением умирающей звезды. Исследователи используют радиотелескопы для поиска в районе сверхновой звездных систем, которые могут содержать потенциально обитаемые планеты на случай, если там будут продвинутые инопланетяне, пытающиеся поздороваться.

Идея звучит весьма странно, признаем честно. Однако само по себе вопрос весьма интересный: не пытается ли кто-то фигурально «помахать нам рукой», пока наше внимание сосредоточено в этом конкретном направлении?

Демонстрация появление новой сверхновой в галактике Вертушка
Демонстрация появления новой сверхновой в галактике Вертушка
Steven Bellavia

Чтобы ответить на этот вопрос, команда выделила вокруг сверхновой область, названную «эллипсоидом SETI» — эллиптический регион космоса, где инопланетяне, живущие на потенциально пригодных для жизни планетах, могли бы иметь четкое представление как о сверхновой, так и о Земле. В этом регионе команда идентифицировала 100 звезд, которые видны с Земли и потенциально могут посылать нам сообщения, пока мы наблюдаем за тлеющей сверхновой.

В течение следующих нескольких месяцев ученые планируют прослушивать и просматривать пространство вблизи этих звезд с помощью двух крупных радиотелескопов — массива Аллена в Калифорнии и обсерватории Грин-Бэнк в Западной Вирджинии — в надежде уловить некоторые инопланетные техносигнатуры.

Японские астрономы обнаружили SN 2023ixf 19 мая, и с тех пор на нее смотрят все, от астрономов-любителей до астрофизиков. Этот тип сверхновой происходит только в звездах, масса которых более чем в восемь раз превышает массу Солнца. Поэтому они могут светить от нескольких земных месяцев до многих лет, что дает любому разумному инопланетянину широкое окно, чтобы послать нам «записку».

Так есть ли вероятность, что эти поиски найдут первое сообщение от разумной жизни за пределами Земли? Маловероятно. Однако сами исследователи отмечают, что это хорошая практика на случай, если в будущем человечеству удастся обнаружить куда более необычный и потенциально более перспективный сигнал из глубокого космоса.