В атмосфере Солнца происходят «метеоритные дожди» из фантастически горячих огненных шаров

Ученые обнаружили в атмосфере Солнца огненные шары, которые устраивают нечто похожее на «звездопад».
Patrick Antolin; ESA/Solar Orbiter EUI/HRI

Солнечные «метеоры» состоят не из обломков пролетающих комет или астероидов, а из шаров плазмы, которые нагревают газ в атмосфере вокруг себя, когда падают обратно на поверхность Солнца со скоростью до 150 километров в секунду.

Открытие этого явления, сделанное под руководством солнечного физика Патрика Антолина из Университета Нортумбрии в Великобритании, может помочь ученым узнать больше об атмосфере Солнца и о том, почему она, как ни странно и парадоксально, намного горячее, чем поверхность.

Исследование, доступное на сервере препринтов arXiv, будет опубликовано в журнале Astronomy & Astrophysics.

Солнечные дожди

Корональный дождь — независимо от того, из чего он состоит — подчиняется тем же физическим законам, что и дождь здесь, на Земле. Нагретое вещество поднимается с поверхности и, с набором высоты, охлаждается, что заставляет его снова падать вниз. На Земле это обычно вода. На Солнце это плазма, движущаяся по траектории петлеобразных магнитных полей, выступающих с поверхности Солнца.

Мы довольно хорошо понимаем, как работает корональный дождь, но солнечный орбитальный аппарат Европейского космического агентства (SolO) дал нам удивительно близкое представление об этом явлении. В марте 2022 года зонд пролетел всего в 48 миллионах километров от нашей звезды, совершив свой первый настолько смелый маневр. Этот пролет подарил астрономам множество уникальных данных, которые еще предстоит изучить.

Именно благодаря им ученые узнали о сгустках плазмы диаметром до 250 километров, падающих под корональным дождем. Они также обнаружили, что под этими «глыбами» в солнечной атмосфере происходит сжатие и нагрев газа примерно до 1 миллиона градусов по Цельсию. Эти горячие точки существуют в течение нескольких минут, пока «метеоры» продолжают свой спуск.

Как на Солнце, так и на Земле

Изображение SolO, демонстрирующее следы коронального дождя, выделенные красным цветом.
Patrick Antolin; ESA/Solar Orbiter EUI/HRI

На Земле летящий метеор тоже превращается в болид, который либо распадается, либо взрываются от жары и давления. Но исследователи обнаружили, что на Солнце все происходит немного иначе.

Поскольку солнечная атмосфера настолько разрежена, сгустки плазмы не подвергаются абляции метеоров здесь, на Земле. А петли магнитного поля действуют как своего рода туннель, по которому проносятся скопления плазмы. Следовательно, плазменные шары, вероятно, достигают поверхности целыми, вызывая краткую вспышку тепла и света при приземлении. Но магнитные петли также не позволяют плазме сформировать хвост, как это делают метеоры. Это означает, что их гораздо труднее увидеть.

«Простое обнаружение коронального дождя — огромный шаг вперед для физики Солнца, потому что оно дает нам важные подсказки о главных тайнах Солнца, например, о том, как он нагревается до миллионов градусов» — уверены ученые.