Мал да удал: у сенокосцев обнаружили три вида самцов с уникальной стратегией размножения

Ученые обнаружили в Новой Зеландии редкий вид паукообразных, который включает три разных типа самцов. Это открытие заставляет переосмыслить системы спаривания животных и эволюцию репродуктивных стратегий.
E C Powell

С 2020 года мы знаем, что, хотя самцы сенокосцев (Forsteropsalis pureora) выглядят одинаково и имеют схожие гены, на самом деле они делятся на три разных типа.

На вершине иерархии находится крупный альфа-самец с короткими, но сильными челюстями, похожими на клешни, которые он использует, чтобы подавлять конкуренцию в борьбе за территорию или партнеров.

Далее идет бета-самец, у которого клешни длиннее и тоньше. И на последнем месте гамма-самец, который в семь раз меньше двух других.

Гамма-самцы не только выглядят иначе, но и ведут себя по-другому.

Исследователи обнаружили, что вместо того, чтобы сражаться за самок, как их более крупные сверстники, эти более мелкие безоружные самцы почти отказались от борьбы. Их тактика выживания заключается в том, чтобы красться и тайком искать незащищенных самок для размножения.

Триморфизм

Эта редкая иерархия известна как триморфизм, и исследователи впервые обнаружили ее среди животных только в 2009 году. Недавно ученые из Оклендского университета, многие из которых провели исследование 2020 года, выяснили, почему триморфизм развивается, в частности, среди сенокосцев.

Согласно новому исследованию, если самец-сенокосец в юности теряет ногу, добровольно «отбрасывая» конечность, чтобы избежать голодного хищника, то после не может восстановить потерянную конечность и имеет в 45 раз больше шансов вырасти меньше и слабее, чем его сверстники.

«Возможно, это потому, что они не могут получить достаточно пищи для своего развития, потому что их охота затруднена, — полагает эколог-эволюционист Эрин Пауэлл. — Или, может быть, нет смысла вкладывать средства в большое боевое оружие, когда они уже находятся в невыгодном положении, если дело дойдет до боя. Таким образом, ресурсы паукообразных могут быть вложены в другие вещи, такие как размер яичек, количество сперматозоидов или аэробное равновесие, чтобы убедитесь, что они максимально используют возможности спаривания».

Последняя возможность особенно интригует, поскольку предполагает, что самцы могут навсегда «сложить оружие» и принять новый образ жизни, не основанный на конкуренции. Таким образом, самцы теряют ноги, но находят новые способы размножаться.

Опровергая теорию Дарвина

Если предположение ученых верно, то теория полового отбора Чарльза Дарвина, которая уделяет большое внимание половым украшениям и оружию, может быть неполной; могут быть и другие способы заполучить партнера в дикой природе.

На самом деле те же самцы навозных жуков, которых Дарвин когда-то использовал для подтверждения своей теории полового отбора более века назад, также оказались триморфными. Это означает, что не все самцы навозных жуков обладают большими челюстями для борьбы с другими самцами или ухаживания за самками.

В то время как триморфизм может быть результатом различной генетики, создающей различные мужские роли в обществе, в случае навозных жуков и сенокосцев это явление, по-видимому, связано не столько с тем, как животные рождаются, сколько с тем, как они растут.

То, что происходит в их юности, по-видимому, определяет их сексуальное развитие. Однако ученые признают, что им потребуются дальнейшие исследования, чтобы выяснить, что отличает альфа- и бета-самцов.