Морские змеи могли заново научиться видеть мир в полном цветовом спектре: утраченные гены

Большинство змей могут видеть только синий и зеленый цвета, а в некоторых случаях и ультрафиолетовый свет. Новое исследование, однако, предполагает, что морские змеи эволюционировали, чтобы фактически восстановить более широкое цветовое зрение своих самых ранних предков.
Морские змеи могли заново научиться видеть мир в полном цветовом спектре: утраченные гены
Parviz Ghezellou

Змеи произошли от ящериц, которые, по мнению ученых, могли видеть в полном цветовом диапазоне. Однако, поскольку ранние змеи вели норный образ жизни при слабом освещении, со временем они утратили эту способность. Вместо этого, у них развилась чувствительность к ультрафиолетовому свету, что помогло им видеть в темноте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда некоторые змеи перебрались в ярко освещенные мелководья океанов, цветовое зрение снова стало полезным. Среди прочего, оно могло помочь им выделить добычу, хищников и потенциальных партнеров на разноцветном фоне.

Чтобы увидеть, восстановилось ли у змей цветовое зрение, ученые из Университета Аделаиды, Университета Плимута и Вьетнамской академии наук и технологий проанализировали ранее опубликованные геномы пяти экологически различных видов змей.

Было обнаружено, что один вид, кольчатая морская змея (Hydrophis cyanocinctus), уникален тем, что имеет четыре копии гена, известного как опсин SWS1, вместо обычных двух. Опсин SWS1 отвечает за различные типы зрительных пигментов, которые позволяют позвоночным воспринимать свет с разной длиной волны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Два из этих генов имеют наследственную чувствительность к ультрафиолету, а два развили новую чувствительность к более длинным волнам, которые преобладают в океанских средах обитания. Мы считаем, что недавние дупликации генов резко расширили диапазон цветов, которые могут видеть морские змеи», — заявил кандидат наук Университета Аделаиды Исаак Россетто.

Ученые такжеотмечают, что, хотя животные нередко теряют гены опсина в ходе эволюции, они очень редко приобретают новые — или, в данном случае, возможно, ранее использованные.