Окаменелая схватка млекопитающего и динозавра: беспрецедентное открытие

Палеонтологам повезло сделать редчайшую находку — окаменелые останки динозавра и небольшого млекопитающего, прикончивших друг друга в ожесточенной схватке.
Окаменелая схватка млекопитающего и динозавра: беспрецедентное открытие
Gang Han

Многие думают, что во времена господства динозавров млекопитающие были в основном маленькими тварями, снующими под их гигантскими чешуйчатыми ногами. Но новые исследования показывают, что наши предки были иногда давали рептилиям жесткий отпор.

Истории, запечатленной в окаменелости из формации Исянь в Китае, около 125 миллионов лет. Пситтакозавр, динозавр размером с лабрадора, и репеномамус, млекопитающее размером с барсука, навсегда сплелись в жестокой битве не на жизнь, а на смерть.

Динозавр лежит на правом боку, его шея и хвост загнуты внутрь и влево. Млекопитающее сидит на нем сверху, его зубы вонзились между ребрами пситтакозавра. Левая передняя лапа репеномама захватывает нижнюю челюсть динозавра, слегка смещая ее, левая задняя обхватывает голень противника, в то время как его собственная нога зажата под лапой динозавра.

Окаменелость и различные ее фрагменты крупным планом
Gang Han

Учитывая, насколько они запутались, и отсутствие других следов укусов на костях динозавра, окаменелые останки позволяют предположить, что животные погибли именно в поединке, а не были смыты случайным оползнем в одну кучу или, к примеру, это не было поедание млекопитающим-падальщиком уже мертвого динозавра. Ученые предположили, что существа были погребены под вулканическим оползнем посреди смертельной битвы.

Это не первый случай, когда палеонтологи изучают окаменевшую сцену боя. В 1970-х годах велоцираптор и протоцератопс были найдены в пустыне Гоби при схожих обстоятельствах. Острый, как бритва, коготь хищника вонзился в шею протоцератопса, который тем временем вцепился своими острыми челюстями в переднюю лапу врага, сломав ее.

Новая находка демонстрирует совершенно новые взаимодействия между млекопитающими и динозаврами, указывая на то, что некоторые млекопитающие, возможно, сохранили свои позиции в мире, которым правят рептилии.