Найдена звезда, вокруг которой вращаются две планеты с одинаковой орбитой

Астрономы, используя массив из 66 радиотелескопов, обнаружили то, что может быть первым примером звезды с двумя экзопланетами, вращающимися вокруг нее имеющими одну и ту же орбиту. Это считалось теоретически возможным, но никогда не наблюдалось до сих пор на практике.
Найдена звезда, вокруг которой вращаются две планеты с одинаковой орбитой
ESO

Если вы читаете достаточно научной фантастики или плохой лженауки, рано или поздно вы столкнетесь с идеей, что есть другая планета, которая движется по той же орбите, что и Земля, но на 180 градусов от нее, поэтому она всегда скрыта Солнцем.

Это концепция, которая вдохновила художественный фильм 1969 года «Двойник», но это все же фантастика. Если оставить в стороне тот факт, что Земля меняет скорость по мере своего обращения вокруг Солнца, из-за чего «альтернативная Земля» должна хоть иногда становиться видимой, другая планета в таком месте будет нестабильной из-за комбинированного гравитационного притяжения Солнца и Земли, заставляющего ее перейти на новую орбиту.

Однако более чем одна планета может иметь общую орбиту, если они находятся в правильном положении, которое будет одной из точек Лагранжа на 60 градусов впереди или позади главной планеты, где гравитационное притяжение Солнца и первичный баланс друг друга образуют относительно стабильную область.

Наиболее известным примером этого являются троянские области на орбите Юпитера, в которых находятся 11 552 астероида. У Венеры, Земли, Марса, Урана и Нептуна есть подобные захваченные астероиды, хотя их всего несколько.

Два десятилетия назад было предсказано, что и другие солнечные системы могут иметь аналогичную конфигурацию и даже целые планеты, находящиеся на одной орбите. Чтобы подтвердить это, международная группа ученых сформировала проект «Троя», в котором использовалась Большая миллиметровая/субмиллиметровая решетка Атакама (ALMA) в Чили для сбора радиоизлучения очень молодой карликовой звезды PDS 70, расположенной на расстоянии 370 световых лет от Земли в созвездии Центавра.

Массив ALMA
ESO

То, что они нашли, было двумя планетами класса «экзоюпитер», названными PDS 70b и PDS 70c. Сами по себе они вполне стандартны. Однако в троянской точке рядом с PDS 70b обнаружилось облако обломков, масса которого примерно вдвое превышала массу нашей Луны.

Точно неизвестно, что это за облако, но оно может быть формирующейся планетой или завесой, скрывающей уже сформировавшуюся. Вопрос о том, действительно ли эта планета находится на той же орбите, что и PDS 70b, останется неподтвержденным до 2026 года, когда два тела разойдутся достаточно далеко по своим орбитам, чтобы можно было построить их траектории.