Самый большой вулкан в Солнечной системе когда-то был островом

Новое исследование показало, что самый большой вулкан в Солнечной системе когда-то мог быть островом в огромном море.
Самый большой вулкан в Солнечной системе когда-то был островом
A.Hildenbrand/Geops/CNRS

Миллиарды лет назад, когда Марс был молодым и покрытым водой, колоссальная гора Олимп могла напоминать Стромболи или Савайи, но в гораздо большем масштабе. Новый анализ показывает ее сходство с активными вулканическими островами здесь, на Земле, добавляя данное обстоятельство к растущему количеству свидетельств водного прошлого Марса.

«Мы продемонстрировали, что гигантский вулкан Олимп имеет морфологическое сходство с активными вулканическими островами на Земле, где основные конструктивные разрывы склонов систематически происходят при переходе морской воды в ответ на резкие контрасты вязкости лавы», — пишет группа под руководством геолога Энтони Хильденбранда из Университет Париж-Сакле во Франции.

«Мы предполагаем, что верхний край 6-километрового концентрического главного откоса, окружающего гору Олимп, скорее всего, образовался в результате стекания лавы в жидкую воду, когда сооружение было активным вулканическим островом в период позднего ноя — начала гесперия», — добавили ученые.

Топографическая карта Олимпа. Белый спектр — самые высокие области, синий — самые низкие
ESA/DLR/FUBerlin/AndreaLuck

Олимп — это настоящий титан. Щитовой вулкан возвышается примерно на 25 километров и раскинулся на территории размером примерно с Польшу. Это не просто самый большой вулкан, но и самая высокая планетарная гора, известная в Солнечной системе.

Но есть что-то странное в его основании. Оно не встречается с землей как чистый склон. На высоте около 6 километров на больших участках своей окружности он превращается в ярко выраженный обрыв, или откос, резко обрывающийся к окружающему внизу ландшафту. Происхождение этой особенности является загадкой.

Сейчас на Марсе очень сухо и пыльно. Любая поверхностная вода имеет форму льда; реки не текут, океаны не заполняют его обширные котловины и кратеры. Но продолжают появляться доказательства того, что когда-то Марс был богат жидкой водой.

Кратер Гейла, по которому путешествует Curiosity, кажется, был огромным озером миллиарды лет назад. Другой ровер в кратере Джезеро исследует высохшую древнюю дельту.

Так мог выглядеть Олимп тогда...
ESA/DLR/FUBerlin/AndreaLuck

Хильденбранд и его коллеги использовали эту информацию для реконтекстуализации горы Олимп. Они смотрели на подобные щитовые вулканы здесь, на Земле. В частности, они изучили три действующих вулканических острова: остров Пику в Португалии; остров Фого в Канаде; и остров Гавайи в США.

Они обнаружили, что береговая линия этих островов имеет острые откосы, похожие на откосы, окружающие гору Олимп. На Земле эти откосы являются результатом резких контрастов вязкости лавы из-за дифференциального охлаждения при переходе от воздуха к воде.

«Это заставляет нас предположить, что Олимп был бывшим вулканическим островом, окруженным жидкой водой», — пишут исследователи в своей статье.

Прошлое Красной планеты

Это может дать нам некоторые подсказки о водной истории Марса. Например, высота откоса будет равна уровню давно исчезнувшего океана. А возраст потоков лавы, датируемый примерно 3,7–3 миллиардами лет назад, говорит нам, когда этот океан мог быть здесь.

Команда также обнаружила похожие особенности на другой марсианской вулканической горе, Альба Монс, расположенной более чем в 1500 километрах от горы Олимп, на обширном пространстве низменностей. Это может означать, что воды этого океана-призрака некогда наполняли большие участки марсианской поверхности.

...а вот так Олимп выглядит в наши дни
ESA/DLR/FUBerlin/AndreaLuck

По словам команды, результаты дают будущим марсианским исследовательским миссиям новый путь для изучения истории и эволюции Марса.

«Космические аппараты будущего, предназначенные для возврата образцов, и/или марсоход, оборудованный для датирования на месте на выбранных участках горы Олимп, представляют собой многообещающее направление исследований в будущем, которое может оказать существенное влияние на продолжительность жизни океанов и потенциальную судьбу ранней жизни на Марсе», — пишут исследователи.