«Здоровое» ожирение: иногда жир на животе и бедрах может защищать от диабета 2 типа, а не вызывать его

Традиционно врачи связывают жир вокруг талии с повышенным риском развития диабета 2 типа. Новое исследование говорит, что размер нашей талии — это только часть уравнения, и что некоторые из тех же самых генов, которые заставляют нас накапливать жир на животе, также могут защитить нас от болезни.

По данным CDC, с 2017 по 2020 год заболеваемость ожирением только в Соединенных Штатах составляла почти 42% населения. За тот же период уровень «тяжелого» диабета изменился с 4,7% до 9,2%. Из-за распространенности заболевания исследователи усердно работали, пытаясь бороться с превышением индекса массы тела с помощью различных средств, включая попытки расшифровать способствующие факторы, содержащиеся в наших генах.

Некоторые из этих исследований привели к пониманию того, что есть люди, которых можно классифицировать как страдающих «метаболическим здоровым ожирением». Этому пониманию способствовало исследование, проведенное в Университете Вирджинии (UVA).

«Появляется все больше данных о метаболически здоровом ожирении, — рассказал исследователь Мете Чивелек из Центра геномики общественного здравоохранения Университета штата Калифорния. — В этом состоянии люди, которые обычно подвержены риску сердечно-сосудистых заболеваний и диабета из-за ожирения, фактически защищены от неблагоприятных последствий своего ожирения».

Цивелек и его команда обнаружили, что среди сотен генов, содержащихся в нашем организме, которые могут привести к абдоминальному ожирению, пять из них также защищают от развития диабета 2 типа. Люди, наделенные этими генами, увидят обратное тому, о чем говорит общепринятая медицинская мудрость: у них может быть значительное количество жира на животе, но при этом у них будет заметно более низкий риск развития диабета.

Основываясь на результатах, Чивелек говорит, что врачи должны начать рассматривать не только размеры талии и бедер как предикторы состояния, известного как метаболический синдром, но и на генетические маркеры.

Полученные данные, конечно, не означают, что жир на животе — это норма, поскольку он по-прежнему считается серьезным фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний. Основываясь на результатах, лишь небольшой процент людей будет иметь правильный генетический код, чтобы получить соответствующие преимущества от жира вокруг их живота. Но исследование может открыть дверь для поиска генетических решений, которые могли бы помочь врачам бороться с заболеванием в будущем.

Со своей стороны Чивелек говорит, что продолжит исследовать явление метаболически здорового ожирения.

«Теперь нам нужно расширить наши исследования на большем количестве женщин и людей с разным генетическим происхождением, чтобы выявить еще больше генов, которые лежат в основе метаболически здорового явления ожирения. Мы планируем опираться на наши результаты, чтобы провести больше экспериментов, чтобы потенциально определить терапевтическую цель».