Как выглядит древнейший человек, чей геном удалось секвенировать: 45 000 лет в пещере

Исследователи создали приближенное изображение женщины возрастом 45 000 лет, которая считается самым старым анатомически современным человеком, когда-либо секвенированным генетически.
Cícero Moraes

В 1950 году археологи обнаружили отрубленный череп, погребенный глубоко внутри системы пещер в Чехии (Чехия). Поскольку череп был расколот пополам, исследователи пришли к выводу, что останки принадлежали двум разным людям. Однако с помощью секвенирования генома, проведенного десятилетия спустя, ученые пришли к выводу, что череп на самом деле принадлежал одному человеку: женщине, жившей 45 000 лет назад.

Исследователи назвали ее Zlatý kůň, или «золотой лошадью» по-чешски, в честь холма над системой пещер. Дальнейший анализ ее ДНК показал, что ее геном примерно на 3% неандертальский. Вероятно, она принадлежала к популяции людей раннего Нового времени, которые скрещивались с неандертальцами.

Хотя многое известно о генетике женщины, мы все еще мало что знаем о том, как она могла выглядеть. Недавно ученые опубликовали работу, предлагающую новое понимание возможной внешности женщины в виде приближенного изображения лица.

Чтобы создать образ Zlatý kůň, исследователи использовали данные, собранные из нескольких существующих компьютерных томографических (КТ) сканирований ее черепа, которые являются частью онлайн-базы данных. Однако, как и археологи, которые раскопали ее останки более 70 лет назад, новая команда обнаружила, что некоторые куски черепа отсутствуют. Например, не хватает большая часть левой стороны ее лица.

«Интересная информация о черепе заключается в том, что он был обглодан животным уже после смерти женщины, — сообщил соавтор исследования Сисеро Мораес, бразильский эксперт по графике. — Это животное могло быть волком или гиеной».

Чтобы заменить недостающие части, Мораес и его команда использовали статистические данные, собранные в 2018 году исследователями, создавшими реконструкцию черепа. Они также сверились с двумя компьютерными томограммами — современной женщины и мужчины — когда создавали цифровое лицо.

Реконструкция головы без волосяного покрова
Cícero Moraes

«Больше всего наше внимание привлекла прочность структуры [лица], особенно нижней челюсти, — отметил Мораес. — Когда [археологи] нашли череп, первые эксперты решили, что он принадлежит мужчине. Что неудивительно — челюсть у него крепкая, больше похожая на челюсть неандертальца.

Сильная линия подбородка была не единственной особенностью, которая привлекла внимание исследователей. Они также обнаружили, что эндокраниальный объем женщины, полость, в которой находится мозг, был больше, чем у современных людей. Однако Мораес объясняет этот фактор «большим структурным сходством между Zlatý kůň и неандертальцами, чем между ней и современными людьми».

В результате получилось реалистичное изображение женщины с темными вьющимися волосами и карими глазами.

«Мы искали элементы, которые могли бы составить визуальную структуру лица, только на умозрительном уровне, поскольку не было предоставлено никаких данных о том, каким будет цвет кожи, волос и глаз», — заявил Мораес.

Козимо Пост, археолог, тщательно изучавший находку, но не участвовавший в исследовании, подтвердил, что многое в этой женщине остается загадкой. По его словам, проделанная работа — выдающийся труд, однако на 100% уповать на него не стоит, поскольку большая часть информации о мягких тканях головы древней женщины была утеряна за десятки тысяч лет и не подлежит восстановлению.