В мозгу и сердце человека найдены следы микропластика: медики бьют тревогу

Микропластик присутствует повсюду, в том числе он проникает в наши тела через полости, открытые для внешнего мира. Два новых исследования дополнительно изучили влияние микропластика на наше здоровье: в одном было обнаружено, что они вызывают воспаление головного мозга, а во втором — в сердце, полностью закрытом органе.
В мозгу и сердце человека найдены следы микропластика: медики бьют тревогу

Несмотря на небольшой размер — менее 5 мм в ширину — частицы микропластика в последнее время приобрели большую известность, поскольку их можно найти где угодно, от вершин Эвереста до глубин океана. Поэтому неудивительно, что микропластик проник и в наши внутренние органы.

В двух недавних исследованиях медики изучали последствия попадания микрочастиц пластика в тело человека. В первом, проведенном исследователями из Южнокорейского института науки и технологий Тэгу Кёнбук (DGIST), изучалось влияние микропластика на мозг крыс. Во втором, проведенном Столичным медицинским университетом в Пекине, Китай, анализу был подвернут микропластик, обнаруженный в сердце и кровотоке до и после операции.

Пластик в мозгу

Исследование DGIST касалось токсичности выветренных микропластиков, которые подверглись естественному разложению после воздействия ультрафиолетового света и ветра. Предыдущие исследования показали, что пластик может проникать в ткани живых организмов, в том числе человека, поэтому исследователи хотели выяснить, оказывают ли они вредное воздействие на мозг.

Выветривание, вызванное солнечным светом, воздухом, жарой, дождем и ветром, изменяет физические и химические свойства микропластика. Ультрафиолетовый свет, например, вызывает реакцию, которая приводит к образованию свободных радикалов и способствует фрагментации пластика на более мелкие частицы, называемые вторичными микропластиками. Однако точные биологические эффекты выветренных микропластиков плохо изучены.

Исследователи искусственно создали вторичный микропластик, воспроизведя процесс естественного выветривания, подвергая измельченный микропластик ультрафиолетовому излучению и физическому воздействию в течение семи дней. Затем они перорально вводили выветрившийся микропластик размером 100 микрометров или меньше крысам один раз в день в течение семи дней. Другой группе крыс давали не выветренный микропластик.

Оказалось, что у крыс, которых кормили выветрившимся микропластиком, наблюдалось значительное увеличение экспрессии воспалительных белков, связанных с нейродегенерацией и гибелью клеток, а также снижение провоспалительных белков во внешней ткани головного мозга. После проведения экспериментов с использованием линии клеток микроглии человека (клеток, которые регулируют воспаление головного мозга) исследователи обнаружили, что выветрившийся микропластик стимулирует эти клетки, чтобы активировать воспалительную реакцию.

По словам ученых, выветрившийся микропластик более токсичен, чем обычный. воспалительную реакцию в головном мозге».

Пластик в сердце

Работа DGIST демонстрирует, что микропластик может оказывать вредное воздействие при проглатывании, но может ли микропластик попасть в наши внутренние органы, такие как сердце, которые не подвергаются непосредственному воздействию окружающей среды? Исследование Столичного медицинского университета показывает, что ответ на этот вопрос — «да».

Ученые собрали образцы у 15 человек во время операции на сердце, в дополнение к до- и послеоперационным образцам крови у семи участников. Анализируя образцы с помощью прямой лазерной визуализации в инфракрасном диапазоне, они обнаружили микропластик в самом органе и окружающих тканях.

Девять различных типов пластика были обнаружены в пяти видах сердечной ткани, ширина частиц колебалась от 20 до 500 микрометров. Также микропластик был найден в до- и послеоперационных образцах крови.

В большинстве образцов тканей содержались от десятков до тысяч отдельных кусочков микропластика, хотя его количество и типы варьировались у разных участников. Все образцы крови — до и после операции — содержали частицы пластика разного типа, но после операции их средний размер уменьшился.

Ученые утверждают, что результаты второго исследования доказывают накопительный эффект микропластика — даже несмотря на то, что сердце полностью изолировано от внешней среды.