Можно ли спать очень мало, но оставаться свежим и бодрым: невероятное открытие

Обычно бодрствование в течение длительных периодов времени приводит к необходимости дополнительного сна. Однако исследователи обнаружили, что активация астроцитов у мышей заставляла грызунов бодрствовать на шесть часов дольше, чем обычно, без заметного дефицита сна.
Можно ли спать очень мало, но оставаться свежим и бодрым: невероятное открытие
Depositphotos
Открытие может помочь повысить производительность, безопасность и здоровье сменных рабочих или других людей, которые не работают в обычное время.

Любой, кто когда-либо не мог уснуть из-за плачущего ребенка или измученного стрессом мозга, знает, что отсутствие сна делает нас еще более сонным на следующий день. Эта, казалось бы, неизменная связь между бессонницей и усталостью только что подверглась серьезной встряске благодаря исследованиям, проведенным на мышах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследователи из Университета штата Вашингтон (WSU) сосредоточились на звездообразных клетках мозга, известных как астроциты. В течение многих лет исследователи игнорировали эти ненейронные клетки, поскольку считали их не более чем своего рода биологическим связующим, скрепляющим мозг. Фактически, их название происходит от латинского слова «звездный клей».

Но предыдущее исследование, также проведенное WSU, показало, что клетки на самом деле играют роль во сне посредством процесса, известного как передача сигналов кальция. В еще более раннем исследовании команда из Вашингтонского университета показала, что астроциты играют роль в регуляции чувства времени у грызунов. Более поздние исследования связывают клетки с ролью в опосредовании воздействия физических упражнений на мозг и контроле воспаления в мозге.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В текущей работе исследовательская группа активировала астроциты в мозге мышей, расположенные в их базальной части переднего мозга — области, связанной с циклами сна и потребностью во сне. В результате мыши бодрствовали в течение шести часов в то время, когда они обычно спят. Наиболее примечательным, однако, был тот факт, что у мышей не было никаких признаков мозгового тумана и физической вялости, которые обычно сопровождают недосыпание.

«Продолжительное бодрствование обычно увеличивает продолжительность и интенсивность сна, но в этом исследовании мы увидели, что, несмотря на дополнительные часы бодрствования, эти мыши не отличались от хорошо отдохнувших контрольных животных с точки зрения того, как долго и насколько интенсивно они спали, — рассказал старший автор Маркос. Откровенный. — Это открывает возможность того, что в будущем мы сможем воздействовать на астроциты, чтобы смягчить негативные последствия длительного бодрствования».

Такие вмешательства, говорят исследователи, могут помочь тем, кто регулярно страдает от недосыпания (например тем, кто работает в ночную смену) лучше справляться с последствиями своего нерегулярного графика.