Оказалось, что даже одна вакцина резко снижает шансы на болезнь Альцгеймера у пожилых людей

Новое исследование показало, что люди в возрасте 65 лет и старше, получившие плановую вакцинацию, значительно реже заболевают болезнью Альцгеймера. В исследовании подчеркивается важность вакцинации не только для защиты от инфекционных заболеваний, но и для обеспечения определенной степени защиты от деменции.
GettyImages

Для многих из нас прививки и вакцины ассоциируются с детством. Но для тех, кто находится на другом конце жизненного спектра, они не мене важны по тем же причинам.

Вакцины, которые регулярно вводят в детстве, включают вакцины против столбняка, дифтерии, коклюша (коклюша) и пневмококковой инфекции. На фоне накопленных данных о том, что вакцинация взрослых может снизить риск развития болезни Альцгеймера (БА) и связанной с ней деменции, исследователи из Техасского университета здравоохранения в Хьюстоне провели исследование, чтобы сравнить риск развития БА у взрослых с предшествующей вакцинацией и без нее.

Те же исследователи недавно обнаружили, что у людей, получивших хотя бы одну вакцину против гриппа, вероятность развития болезни Альцгеймера была на 40% ниже, чем у их непривитых сверстников. «Нам стало интересно, было ли обнаружение гриппа специфичным для вакцины против гриппа, — отметилПол Шульц, корреспондент текущего исследования. — Эти данные показали, что несколько дополнительных вакцин для взрослых также были связаны со снижением риска болезни Альцгеймера».

В крупномасштабное ретроспективное исследование были включены пациенты, у которых не было деменции в течение двухлетнего периода и которым было не менее 65 лет к началу восьмилетнего периода наблюдения. С учетом некоторых социально-демографических и сопутствующих заболеваний они обнаружили значительное снижение БА у пациентов в возрасте 65 лет и старше, получивших вакцину, по сравнению с невакцинированными группами.

Исследователи говорят, что полученные результаты подчеркивают важность вакцинации не только для защиты от инфекционных заболеваний, но и для нейропротекторных преимуществ, продемонстрированных в этом исследовании. Хотя исследование не предполагает причинно-следственной связи между вакцинами и болезнью Альцгеймера, у исследователей есть гипотеза относительно того, почему прививки могут помочь защитить от болезни.

«Мы предполагаем, что снижение риска болезни Альцгеймера, вероятно, связано с комбинацией механизмов, — рассказал Аврам Бухбиндер, один из соавторов исследования. — Вакцины могут изменить то, как иммунная система реагирует на накопление токсичных белков, которые способствуют развитию болезни Альцгеймера. Например, за счет повышения эффективности иммунных клеток при очистке от патогенных белков или за счет "оттачивания" иммунного ответа на эти белки, что в будущем уменьшает повреждения клеток. К примеру, вакцины защищают от таких инфекций, как опоясывающий лишай, который может способствовать нейровоспалению».