Может ли ИИ вытеснить настоящее искусство и зачем Эрмитажу NFT-токены?

Различные методы генерации изображений развиваются и совершенствуются. И уже не только дизайнеры и художники, но и любители искусства все чаще задаются вопросом, не разрушит ли ИИ уникальное художественное творчество человека? Кажется, вопрос этот совсем не простой, но мы его усложним. Зачем Государственному Эрмитажу партнерство с платформой «Атомайз» (к слову, уникальной для России) и компанией «Интеррос»? Блокчейн-бизнес и высокое искусство в одном проекте?! Вот это поворот. На данный момент мы понятия не имеем, куда нас приведет развитие нейросетей, но если проанализировать сегодняшнюю ситуацию, некоторые выводы сделать можно.
Может ли ИИ вытеснить настоящее искусство и зачем Эрмитажу NFT-токены?
Рафаэль (1483-1520), мастерская. «Венера, вынимающая занозу». Ок. 1520 г. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
в 2021 году цифровой коллаж художника Майка Винкельманна, известного как Бипл (Beeple), ушел с молотка на аукционе Christie’s за $69,3 млн.

В 1950 году великий английский математик Алан Тьюринг в своей статье о мышлении машин предложил алгоритм, который по его мнению, дает частичный ответ на вопрос «Может ли машина мыслить?». Это — «игра в имитацию». (Так и назывался знаменитый фильм о Тьюринге).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Игра сводится к следующему. Человек (судья) переписывается с кем-то (он не знает с кем). Но он знает, что его собеседник или человек, или машина. Судья должен понять, с кем же он говорит. Если машине примерно в 70% случаев удается обмануть судью, то есть прикинуться человеком, — значит машина способна достаточно убедительно имитировать мышление. Тьюринг считал, что машины пройдут этот тест к 2000 году.

К 2000 году — не получилось, но к 2022 с появлением ChatGPT и различных технологий создания DeepFake стало понятно, что машина на такое вполне способна. Более того, стали говорить, что ИИ давно тест Тьюринга прошел. Так ли это?

Человек и кошка

Немного модифицируем тест Тьюринга. Возьмем 2 картинки. Одну из них нарисовал человек, а другую — ИИ. Попробуйте угадать какая из картин — работа человека.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Человек и кошка № 1
Человек и кошка № 1
Public Domain
Человек и кошка № 2
Человек и кошка № 2
Public Domain
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот тест был предложен в одной социальных сетей. На него в комментах ответили почти 200 пользователей. И в общем, они правильно ответили. Примерно 60-70% угадали, что человек нарисовал картинку № 2. Насколько нам удалось выяснить, автор этой работы молодой екатеринбургский художник Андрей Полтенко. Картинку № 1 сгенерировал ИИ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пользователи приводили разные объяснения, почему именно картинка № 2 нарисована человеком, и были сделаны тонкие наблюдения. Например, было отмечено, что на фоне (закраске стены) в картине № 2 видны мелкие хаотические маски — следы кисти. ИИ просто не счел нужным, так прорисовывать фон. Был отмечен силуэт в окне напротив: этот силуэт как бы намекает, что и том окне тоже живет человек, и чем-то он занят. А это придает картине смысловую глубину. ИИ об этом не подумал. Но это все-таки частные моменты и, в принципе, если ИИ попросить, — он все это прорисует.

Так почему же в большинстве случаев человек отличает работы машины от картины человека? Ведь ИИ-картина выглядит достаточно убедительно.

Конечно, этот «тест» был поставлен без соблюдения строгих правил академического исследования (в частности, уже приведенные в комментах ответы видели те, кто отвечал позднее, и это влияло на ответ). Но этот пример, можно подтвердить (хотя и косвенно) полноценной научной работой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ChatGPT и тест Тьюринга

Ученые решили проверить, так все-таки ChatGPT-4 проходит тест Тьюринга или нет? Оказалось, что нет. Выяснилось, что в 60% случаев человек понимает, что он говорит с машиной, даже в которотком диалоге. Цифра оказалась примерно такой же, как и в «самодельном» тесте с картинками.

Ученые пишут: «Большие языковые модели учатся создавать наиболее вероятные варианты ответов и настраиваются на то, чтобы избегать противоречивых суждений. Эти процессы могут поощрять шаблонные ответы, которые типичны в целом, но лишены особенностей присущих каждому человеку».

«Вот на эту "типичность" реагирует человек, и когда смотрит на картинку, созданную ИИ, обычно шаблон не слишком устраивает зрителя. Ему от картинки нужен свежий, незнакомый взгляд, то есть новая информация. А у большинства работ, созданных только ИИ по промту (языковой подсказке) этой свежести нет.»
Владимир Губайловский
Владимир Губайловский
Штатный научный редактор Techinsider, специалист в области искусственного интеллекта и программирования, финалист премии «Просветитель»

ИИ хорошо имитирует стиль настоящего художника, легко воспроизводит «среднее» изображение, а нужно что-то другое. Человек ищет за картиной человека, и не находит. Поэтому пока трудно поверить, что ИИ «вытеснит» художников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как художник «договаривается» с ИИ

Но это, конечно, не значит, что ИИ-модели, которые генерируют картинки не нужны. Многое они умеют и делают это здорово. Когда дизайнер или художник работает с генератором картинок, он «уговаривает» его что-то изобразить. То есть, пишет наборы промтов или подсказок, а потом смотрит, что получилось. И говорит: «Нет, это не то, сделай по-другому». Это умение договориться с ИИ, если и не искусство, то высокое мастерство. Художник как бы проявляет себя, но уже не в каждом мазке, а в целом образе, в композиции, в цветовом решении.

Приведем несколько примеров модификаторов стиля от ИИ-генератора Шедеврум, которые используются при создании картинок.

  • Unreal Engine — игровой движок для создания виртуальных миров и игровых сцен. Он дает изображения с фотореалистичной графикой.
  • Highly Detailed (высокая детализация) — придает изображению хорошую проработку мелких деталей.
  • Retouching и Color Grading (ретушь и цветокоррекция) — позволяет получить изображения с хорошо сбалансированной цветовой гаммой.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можно сменить палитру или «подвигать» камеру (общий план сменить на крупный) или изменить направление освещения и теней и т.д. Сегодня работа с генераторами картинок немного напоминает программирование, но не «снизу-вверх», когда решение собирается из отдельных операторов и объектов, а скорее «сверху-вниз», когда художник хорошо понимает, что он хочет увидеть и работает сразу с целым изображением, постепенно его меняя и уточняя.

«В целом, кажется, что цифровые методы вполне готовы, чтобы под руководством художника создавать действительно ценные произведения искусства, хотя реальный карандаш и кисть они вряд ли заменят.»
Владимир Губайловский
Владимир Губайловский Штатный научный редактор Techinsider, специалист в области искусственного интеллекта и программирования, финалист премии «Просветитель»

Но вот где ИИ уже работает по-настоящему, так это реставрация.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ИИ восстанавливает картины

Рембрандт. «Ночной дозор».
Рембрандт. «Ночной дозор».
Источник: Rijksmuseum

Картина под оригинальным названием «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга» была закончена Рембрантом в 1642 году. В 1715 году полотно перенесли в здание амстердамской ратуши и обрезали по краям, чтобы картина поместилась на стене одного из залов. Левый край полотна был обрезан на 64 сантиметра, правый — на 7 сантиметров, а по нижнему и верхнему краю картину обрезали на 11 сантиметров и 23 сантиметра соответственно. Но сохранилась копия целого полотна, сделанная художником Герритом Люнденсом в XVII веке и хранящаяся в Лондонской Национальной галерее. Команде реставраторов из Рейксмузеума Амстердама удалось восстановить обрезанные края.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы восстановить края картины Рембрандта по ее копии в рамках масштабной реставрации полотна, начавшейся в 2019 году, специалисты использовали сканы оригинального полотна и копии. На первом этапе оцифрованные изображения картин были подогнаны по размеру и пропорциям для максимального соответствия друг другу. Затем нейросеть изучила технику Рембрандта по оригиналу картины и смогла перерисовать копию Люнденса в этой технике. Наконец, алгоритм воссоздал обрезанные края «Ночного дозора» в нужном размере. Эти фрагменты были распечатаны и размещены по периметру картины.

Реставраторы восстанавливают первоначальное полотно Рембрандта
Реставраторы восстанавливают первоначальное полотно Рембрандта
Rijksmuseum
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотя в создании копий художники достигают выдающих успехов, эта работа требует больших усилий, а вот ИИ делает это быстрее и главное с такой точностью, которая человеку практически недоступна. Просто человек обязательно что-нибудь от себя добавит, даже если и не хочет.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский говорит, что музей активно использует возможности ИИ, в частности для анализа внутренних слоев картин.

Для ренгеновского (или нейтронного — это другой метод) излучения картина полупрозрачна. Если ее просветить, то можно получить изображение в «ренгеновском свете».

Так были открыты не только скрытые слои, но и целые картины. Например, под полотном Винсента ван Гога «Голова крестьянки» в результате просвечивания обнаружили автопортрет художника.

Но получить рентгеновский снимок скрытых слоев еще недостаточно. И вот дальше начинает работать ИИ. В этом случае он действует, примерно так, как при восстановлении обрезанной картины Рембрандта. То есть, сканирует полотно, учится стилизовать изображение, следуя технике художника, и оцифровывает скрытый слой. Особенно важны эти методы для живописи: великие художники нередко «переписывали» свои полотна, которые показались им неудачными, а сегодня — как новая картина Ван-Гога, проявившая под старой, — эти «неудачи» для нас бесценны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фрески школы Рафаэля и NFT

В Эрмитаже хранятся несколько фресок школы Рафаэля XVI века. Реставраторы начали работать с ними, чтобы восстановить их первоначальный облик. Но есть проблема. Физический объект существует в единственном экземпляре, и если вы снимаете красочный слой, — вы его снимаете навсегда. И объект необратимо меняется.

Когда Эрмитаж начал работу над реставрацией фресок, музей решил создать особые цифровые копии этих фресок — NFT-токены (или «невзаимозаменяемые токены») совместно с цифровой платформой «Атомайз» и компанией «Интеррос». NFT-токен связан с цифровым объектом и фактически делает его уникальным. В этом случае цифровой объект становится ценностью уже в прямом финансовом смысле. Его можно продать и купить. В определенном смысле NFT-токен становится гарантией сохранности цифрового объекта. Таким образом, «Цифровое искусство» — тот самый уникальный для России проект по выпуску NFT — стал первым полностью соответствующим российскому законодательству, к тому же без какого-либо участия зарубежных партнеров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Алевтина Камелькова, генеральный директор ООО «Цифровое наследие», говорит, что «Атомайз» — это первая в России платформа для выпуска и обращения цифровых активов (токенов), которой Банк России выдал соответствующую лицензию.

«Изображение каждой фрески было разделено на сегменты, каждый токен содержит ссылку на уникальный видеоролик, фиксирующий первоначальный вид сегмента фрески, все этапы реставрации, то, как фреска выглядит по окончании работы, и то, как произведение было разделено на сегменты-токены. В каждый токен встроены и исключительные права».
Алевтина Камелькова
Алевтина Камелькова Генеральный директор ООО «Цифровое наследие», основатель и управляющий партнер Findustrial Consulting Group

И такой токен можно купить, а деньги от реализации пойдут на реставрационные работы. Владелец исключительных прав может и выставлять цифровой объект, и перепродать. А музей решает сразу две трудные проблемы: надежно сохраняется весь процесс работы, все тщательно отсканированные красочные слои и появляются деньги для новых работ.

Если в реальном мире нет двух одинаковых объектов, то в цифровом, как казалось еще недавно, невозможно создать уникальный объект. Но NFT-технология многое изменила. Появление уникальных объектов в цифровом мире и закрепление за ними владельца приближает цифровое искусство к реальному.

Сегодня многие художники обращают свое внимание на цифровые картины, на видео-арт, на использование ИИ-генераторов изображений, но пока нет особых причин беспокоиться о реальном искусстве. И тем более о том, что машины потеснят здесь людей. Но помочь они могут уже сегодня.