Поговорите с животными? Ученые ломают голову, чтобы расшифровать язык приматов

Людей давно интересует один вопрос: возможно ли интерпретировать вокализации некоторых приматов? Так, ученые попросили добровольцев классифицировать вокализацию трёх видов человекообразных обезьян (Hominidae) и людей. Вот что выяснили западные исследователи.
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
Поговорите с животными? Ученые ломают голову, чтобы расшифровать язык приматов
Unsplash

Команда ученых из Женевского университета (UNIGE) попросила добровольцев классифицировать вокализацию трех видов человекообразных обезьян (Hominidae) и людей. Во время каждого воздействия этих «звукоподражаний» измерялась активность мозга участников исследования: в отличие от предыдущих подобных экспериментов, ученые сообщили, что филогенетическая близость – или родство – не единственный фактор, влияющий на нашу способность идентифицировать и интерпретировать звуки.

Акустическая близость – тип излучаемых частот – также является определяющим фактором интерпретации вокализаций

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Язык обезьян и людей

Результаты эксперимента с приматами показали, как человеческий мозг эволюционировал, чтобы более эффективно обрабатывать вокализации некоторых из наших ближайших родственников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Эксперты отмечают: способность обрабатывать вербальную речь основана не только на семантике, то есть на значении и сочетании языковых единиц. В игру вступают и другие параметры, например просодия, которая включает в себя паузы, акцентуацию и интонацию.
  • Люди разделяют с приматами и аффективные реакции — к примеру, «Аааа!» или «Ой!», — что способствует пониманию во время голосовой коммуникации. Эти сообщения обрабатываются лобными и орбитофронтальными областями нашего мозга: их функция заключается, среди прочего, в объединении сенсорной и контекстуальной информации, ведущей к принятию решения.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ученые UNIGE попыталась изучить это, подвергнув группу из 25 добровольцев воздействию различных человеческих и обезьяньих вокализаций. «Участников поместили в МРТ-сканер и выдали наушники. После ознакомления с различными типами вокализации каждый должен был классифицировать их, то есть определить, к какому виду они принадлежали», — раказывает Леонардо Чераволо, старший преподаватель факультета психологии и педагогических наук.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Могут ли люди понять обезьян

  • Предоставленные добровольцам вокализации были аффилиативного типа, т. е. связанного с позитивным взаимодействием, или агонистического типа, т. е. связанного с угрозой или бедствием.

Результаты показали: при вокализации макак и шимпанзе лобная и орбитофронтальная области добровольцев активировались так же, как и при вокализациях людей, но участники смогли легко различить их. С другой стороны, когда они сталкивались со «звуками» обезьян бонобо, задействованные области мозга активировались гораздо меньше.

«Считалось, что родство между видами — "филогенетическая дистанция" — было основным параметром, определяющим способность или отсутствие способности распознавать эти разные вокализации. Мы думали, что чем ближе мы генетически, тем важнее эта способность», — говорит Дидье Гранжан, профессор Швейцарского центра аффективных наук.

«Однако в игру вступает второй параметр: акустическое расстояние. Чем дальше динамика акустических параметров - частоты — от динамики человека, тем меньше активируются определенные лобные области. Крики бонобо очень высокие и могут походить на крики некоторых птиц. Это объясняет нашу неспособность их расшифровать, несмотря на нашу тесную филогенетическую близость».
Дидье Гранжан
  • «Способны ли мы идентифицировать различные эмоциональные аспекты аффилиативных или агонистических вокализаций, издаваемых шимпанзе, макакой или бонобо? И если да, то как? Эти вопросы станут основой нашего следующего исследования», — заключил Гранжан.