Сегодня социальный мир подростков является важнейшим контекстом для их развития. Взаимодействие со сверстниками стимулирует ученых изучать формирование идентичности у подростков, расширение их автономии от опекунов, а также их стремление к эмоциональной зрелости. Однако современный социальный ландшафт преобразован цифровыми медиа. Сара Мируски, доцент кафедры психологии Пенсильванского университета и заместитель директора Лаборатории развития эмоций, США, рассказала, что нужно знать каждому родителю.
Кто еще в опасности? Вот как цифровые медиа влияют на тревогу у подростков


Как цифровые медиа влияют на психику подростков
- Особым интересом для Сары Мируски и её коллег стал тот факт, что подростковый возраст характеризуется появлением пиковых симптомов тревоги (каждый третий подросток к 18 годам испытывает прогрессирующий уровень тревоги). Однако результаты исследований о связи между использованием цифровых медиа и тревогой неоднозначны.
«Наша исследовательская группа сосредоточилась на том, как и почему подростки используют цифровые медиа, а не только на частоте их использования. Мы обнаружили, что некоторые подростки предпочитают использовать цифровые медиа, а не личные встречи», — рассказывает Мируски.
В недавнем исследовании подростков (в возрасте 12–15 лет) команда Мируски изучила предпочтения социального взаимодействия и отношения с эмоциями у подростков, а также их уровень тревоги. Ученые использовали электроэнцефалографию (ЭЭГ) для выявления связей между областями мозга, участвующими в регуляции эмоций, и областями, «генерирующими эмоции».

Проблемы из-за общения по интернету?
- Так, сообщается: когда характер мозговой активности подростков сигнализировал о «чрезмерном контроле» эмоций, большее предпочтение цифровых медиа для социально-эмоционального общения предсказывало усиление симптомов социальной тревоги.
Сара Мируски и ее коллеги считают, что среди подростков с «цифровыми предпочтениями» можно отметить «нервную ригидность», что приводит к повышенной потребности в контроле в непредсказуемых социальных ситуациях.
- «В целом, наше исследование указывает: трудности с регуляцией эмоций могут подвергнуть некоторых подростков риску негативных последствий использования цифровых медиа. Подростки, которые обычно предпочитают такие медиа, могут упустить возможность отточить социальные навыки и практику управления эмоциями при взаимодействии в реальном времени», — заявили западные исследователи.
«Мы должны поощрять баланс между использованием цифровых медиа и личным взаимодействием. Мы используем термин "баланс", а не более жесткие "ограничения", поскольку участие подростков в онлайн-жизни стало основой молодежных социальных кругов. Высокий уровень ограничений может усилить стресс и тревогу. Что может быть более реалистичным и полезным, так это предоставить подросткам инструменты, позволяющие им справляться с беспокойством, способствуя"цифровой грамотности"», — заключили ученые.