Лечение ароматами? Запах спелых фруктов может остановить рост раковых клеток!

С тех пор, как началась пандемия COVID-19, люди стали гораздо лучше осознавать запахи вокруг. Новые исследования показывают, что запахи – например, исходящие от созревающих фруктов или ферментированных продуктов, – могут привести к изменениям в экспрессии генов внутри клеток далеко за пределами носа.
Лечение ароматами? Запах спелых фруктов может остановить рост раковых клеток!

Хотя идея доставки лекарств через нос не является какой-то новой идеей, полученные результаты нового исследования из США являются огромным шагом вперед: все после экспериментов на клетках, мухах и мышах. Сообщается, что могут быть непредвиденные риски для здоровья, связанные с протестированными соединениями, из-за чего необходимы дополнительные исследования, чтобы лучше понять последствия этого интригующего открытия.

«То, что воздействие запахов может напрямую изменить экспрессию генов, даже в тканях, не имеющих рецепторов запаха, — полная неожиданность»
Анандасанкар Рэй клеточный и молекулярный биолог из Калифорнийского университета (Калифорния) в Риверсайде, США

Необычные способы борьбы с раком

Ученые подвергли плодовых мух (Drosophila melanogaster) и мышей воздействию различных доз паров диацетила в течение 5 дней.

• Диацетил — летучее соединение, выделяемое дрожжами при брожении фруктов. Исторически он использовался для придания маслянистого аромата таким продуктам, как попкорн, и иногда присутствует в электронных сигаретах. Это также побочный продукт пивоварения.

В выращенных в лаборатории клетках человека ученые обнаружили: диацетил может действовать как ингибитор деацетилазы гистонов (HDAC). Это вызвало значительные изменения в экспрессии генов у мух и мышей, в том числе и в клетках мозга животных, легких мышей и усиках мух.

• HDAC — это ферменты, которые помогают более плотно обертывать ДНК вокруг гистонов: поэтому, если они ингибированы, экспрессия генов проявляется быстрее.

В последующих экспериментах ученые обнаружили, что пары диацетила останавливают рост клеток нейробластомы человека, выращенных в чашке. Воздействие также замедлило прогрессирование нейродегенерации в модели болезни Хантингтона на мухах.

«Наш важный вывод заключается в том, что некоторые летучие соединения, выделяемые микробами и пищей, могут изменять эпигенетические состояния нейронов и других эукариотических клеток»
Анандасанкар Рэй

Как запахи влияют на здоровье

Команда изучила эффекты диацетила в качестве доказательства своей концепцти. Однако «соединение может быть не идеальным кандидатом для терапии»: другие исследования, показавшие, что вдыхание диацетила вызывает изменения в клетках дыхательных путей и даже заболевание легких, называемое облитерирующим бронхиолитом.

• «Мы уже работаем над выявлением других летучих веществ, которые приводят к изменениям в экспрессии генов», — добавляют эксперты.

Как отмечает один из рецензентов, исследование «не обеспечивает тщательного анализа основных механизмов», которые могли бы объяснить, как запахи вызывают эпигенетические изменения в клетках, находящихся далеко от носа. Вопрос о том, может ли длительное или неоднократное воздействие часто встречающихся запахов иметь долгосрочные последствия, также выходит за рамки этого лабораторного доклинического исследования.

• «Наши результаты подчеркивают новый метод для оценки безопасности некоторых летучих химических веществ, которые могут проникать через клеточную мембрану», — отмечают исследователи в своей статье.