В московских школах трудятся свыше 55 тысяч учителей. Их средний портрет — женщина 46 лет с высшим образованием и 20-летним стажем. Но при этом в последние годы в систему массово приходят и молодые коллеги.
Учитель XXI века: 5 фактов, которые вас удивят

В одной учительской — три поколения

То есть сегодня в одной учительской можно встретить сразу три поколения: наставников с многолетним опытом, тридцатилетних практиков и тех, кто только вчера сам сидел за партой. Эта разновозрастность создает особую атмосферу: уроки становятся живыми, а у детей появляется возможность учиться у педагогов с разным жизненным и профессиональным опытом.

Мужчины в школах — не редкость
Представление о том, что в школе преподают только женщины, осталось в прошлом. В Москве сегодня работает 7 565 мужчин-учителей, и это заметная часть коллектива. Их все чаще можно встретить не только на уроках физкультуры или труда, но и за преподаванием математики, информатики, истории и литературы.
В целом по России около 20% школьных учителей — мужчины. Интересный факт: исследования показывают, что именно мужчины чаще становятся директорами школ, даже если самих педагогов-мужчин в разы меньше, чем женщин.
Такой баланс важен не только для статистики. Для школьников это разные модели поведения и общения, а значит — больше возможностей увидеть, каким может быть взрослый. Мужчины-педагоги становятся ролевыми фигурами, особенно для мальчиков: помогают поверить в себя, открывают интерес к предмету и показывают, что школа — это не только оценки, но и отношения.

Цифровые фишки в руках учителей
Московский учитель XXI века работает не только с учебником и мелом. Сегодня это еще и пользователь целого набора цифровых сервисов. Московская электронная школа (МЭШ) стала частью повседневной практики: здесь есть библиотека сценариев уроков, электронные дневники, журналы и виртуальные лаборатории, сервис «Цифровой учитель» на основе ИИ, который помогает изучать математику, физику, информатику, английский язык и предлагает персональные упражнения.

По сути, цифровые инструменты стали для учителя тем же, чем смартфон стал для обычного человека: не заменой, а продолжением возможностей. И это тоже неожиданная черта — московский педагог давно работает в «гибридной» реальности, совмещая живое слово с технологиями.