Сегодня, разрабатывая дизайн новых станций, проектировщики все чаще применяют нестандартные отделочные материалы. С развитием технологий они стали более универсальны, износостойки и прочны. Например, при отделке БКЛ впервые применили искусственный камень – кварцевый агломерат, а при разработке проекта недавно открывшейся станции «Новаторская» в дело пошли не менее распространенные современные материалы – алюминий и нержавеющая сталь. Популярностью в метростроении в последнее время также пользуется стеклофибробетон.
Горные породы в метро: где находят и как добывают редкий мрамор для оформления станций

От мрамора до алюминия: чем украшали метро раньше и сейчас

Но таким футуристичным метро было не всегда. В стенах и колоннах старинных станций, которые мы привыкли считать историческим достоянием, встречаются уникальные натуральные материалы: мрамор, мраморовидный известняк, гранит, лабрадорит, габбро и гнейс. Эти горные породы применялись при строительстве поземки, начиная с 1935 года, с момента открытия первой ветки метро, и служили архитекторам вплоть до 1970-х годов. Позже центральное место в облицовке заняли синтетические формы, которые во многом привели к потере некоторыми станциями уникального облика: несмотря на продуманность и модернистский подход к застройке, они вошли в число «типовых».
Но в последние 20 лет, в период «бума» строительства метро, у проектировщиков получилось мастерски соединить искусственное с натуральным, поймав баланс между инновациями и эстетикой. В XXI веке метростроение снова обратилось к природным материалам, которые, помимо восторга, вызывают большой научный интерес.

Мрамор и его «обитатели»
Мрамор – классический материал с уникальной неоднородной текстурой, которая никогда не повторяется. Именно в нем и мраморизованных известняках встречаются палеонтологические находки – обитатели древних морей юрского (185 млн лет назад) и мелового (132 млн лет назад) периодов. Речь о кораллах, губках, аммонитах, наутилусах, брахиоподах, гастроподах, белемнитах и двустворчатых моллюсках.


С мира по мрамору: как добывают горную породу для метро
Месторождения мрамора разбросаны по всему миру. Они есть в Армении, на Украине, в Узбекистане и Грузии. В России – на Урале, в Алтайском крае и Крыму.
«Аммонитико Россо»
Станция «Парк Победы», открытая в 2003 году, — первая после долгого перерыва облицована натуральным камнем. На первый взгляд ее мрамор напоминает искусственный конгломерат, но если присмотреться, в нем можно заметить огромное количество ископаемой фауны. Вымершие головоногие моллюски – аммониты – здесь оранжевого цвета, а белемниты – серые. Все эти палеонтологические прелести вмещает мраморовидный известняк, привезенный из Центральной и Восточной Европы. Он отличается от других видов высокой концентрацией аммонитов, за что его и прозвали «аммонитико Россо». Такого количества останков нет ни в одной другой облицовке, так что «Парк Победы» вполне можно было назвать «Станцией юрских аммонитов».


Темно-красный и коричневый мрамор
Наиболее распространенный вид мрамора – темно-красный. Его добывают на грузинских месторождениях Салиети и Молити. Ученые условно называют их «салиетинской группой». Эти известняки относятся к нижней юре – около 185 млн лет. Образовалась горная порода из красноцветного ила, осевшего в теплом юрском море. На то, что вода была теплой, указывают обнаруженные части колониальных шестилучевых кораллов и губок. Сегодня темно-красный мрамор можно увидеть на станции метро «Краснопресненская».


Не менее выразительный коричневый мраморовидный известняк грузинского происхождения, приехавший из Молити, украшает колонны «Речного вокзала» с 1964 года. Подобный сорт был использован в Московском метрополитене в таком внушительном количестве только на этой станции.

«Биюк-янка», или крымский мрамор
Колонны убранства «Красносельской» облицованы благородным крымским мраморовидным известняком «биюк-янка». В народе эту породу желто-коричневого оттенка прозвали «крымским мрамором». Он более хрупкий, по сравнению с обычным, поэтому прекрасно полируется.

Месторождениями мрамора в Крыму интересуются ведущие вузы страны, которые устраивают там практику для студентов. Получается, что мрамор на «Красносельской» – отчасти дело рук учащихся МГУ, МГРИ и других учебных заведений геологического профиля. На месторождениях будущие геологи получают знания в области геокартирования, закрепляют навыки в палеонтологии, стратиграфии и многих других дисциплинах. Живут студенты на базе, в селе Прохладное в Бахчисарайском районе, а основы палеонтологии изучают, в том числе принимая участие в добыче мраморовидного известняка.

Ракушняк
Ракушняк – материал светло-сероватого цвета, который легко перепутать с мрамором. Он оформляет переход и залы станции «Трубная». Название камня происходит из-за обилия в нем сохранившихся цельных раковин гастроподов.
Ракушняк очень похож на мрамор, но есть сравнивать материалы, первый окажется более пористым. Эту осадочную породу находят в Крыму, Молдавии, Азербайджане, Казахстане и Туркмении.

Черный и белый мрамор
Встречается черный и белый мрамор на армянском месторождении Давалу. Но Армения – не единственный источник. Часть станций и переходов, например «Курская» и «Охотный ряд», «одеты» в светлые мраморовидные известняки из месторождения близ села Коелга (Урал) и крымских рудников Биюк-Янкой, Чергунь, Кадыковское.

Каррарский мрамор
Не менее востребован каррарский белый мрамор, который добывают на севере Италии. Молочно-белый камень с легким голубоватым оттенком залегает по всему склону Апуанских Альп. Порой встречаются и абсолютно белые образцы – такую редкость особенно ценят скульпторы.
Аналоги каррарского мрамора, не уступающие оригиналу внешним видом и качеством, найдены и в России – более 20 месторождений действуют на Урале. Крупнейшее из них – Коелгинское. Полученным оттуда камнем отделывали не только метро, но и Храм Христа Спасителя, и Государственный Кремлевский Дворец.

«Разноцветный» мрамор
Другое отечественное месторождение – Рускеала – находится у берегов Ладоги. С XVIII века оно поставляет серо-зеленый, серо-коричневый, синевато-серый и розоватый мрамор. Рускеальский мрамор использовался при строительстве Мраморного дворца, Михайловского замка, Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Хрупкая красота
Чаще всего мраморизованный известняк добывают в карьерах, реже – в шахтах. Известно несколько способов добычи. Ручной – самый древний и по-прежнему не потерявший актуальность. Таким бережным методом получают слоистые, особенно хрупкие породы, которые легко повредить.
Буроклиновый способ добычи считается механическим, но более грубым. Сначала с помощью перфоратора или других инструментов в породе пробуривают отверстия. Впоследствии туда подается воздух или вода под давлением, что позволяет откалывать крупные пласты. Историки считают, что похожая технология использовалась еще египтянами при обработке каменных блоков для строительства пирамид. Однако сейчас она считается устаревшей, поскольку заготовки получаются не совсем аккуратные.
В качестве альтернативы, для безопасного и точного извлечения камня, применяется более современный механический метод. Он использует специализированное оборудование – буровые и камнерезные машины, канатные пилы и дисковые резаки.
Добыча мрамора в наши дни остается трудоемкой и затратной работой. И это – один из факторов, объясняющий высокую стоимость главного камня Московского метро.

