История Вана Чуаньфу — один из самых ярких примеров китайского экономического чуда. Уроженец бедной деревни, он основал компанию BYD в 1995 году с капиталом в 250 000 юаней, взятых взаймы у родственника. Спустя три десятилетия она обогнала Tesla по объему продаж электромобилей.
Как основатель BYD выпил жидкость из аккумулятора, чтобы привлечь инвесторов
Основатель китайской компании BYD Ван Чуаньфу, чтобы убедить инвесторов в безопасности своих технологий, в 2008 году выпил стакан жидкости из аккумулятора. Тогда это выглядело как безумие, но именно с этого момента начался взлет BYD, ставшей главным конкурентом Tesla.

wikimedia.org
BYD превратилась в крупнейшего производителя аккумуляторов и электрокаров в мире.

Основатель BYD выпил электролит и обогнал Tesla
Все началось с производства батарей для телефонов.
- Компания BYD поставляла аккумуляторы Motorola и Nokia, копируя японские образцы и снижая себестоимость.
- Но Ван Чуаньфу видел дальше: в начале 2000-х он купил обанкротившийся автозавод и начал выпуск автомобилей.
- Первый бензиновый седан F3 стал хитом китайского рынка, однако основатель BYD был уверен, что будущее — за электротранспортом.
Когда в 2008 году Чуаньфу представил первые гибриды, инвесторы сомневались: акции упали на треть. Но в том же году на предприятие приехал представитель Berkshire Hathaway Дэвид Сокол.
- Во время встречи Ван, чтобы продемонстрировать безопасность батарей, налил себе стакан электролита и выпил.
Вскоре компания Уоррена Баффета вложила $232 млн, получив 10 % акций BYD — и это стало поворотным моментом.
История успеха
К 2025 году компания BYD продает более 3 млн электромобилей в год и экспортирует технику в 60 стран. Ее Blade Battery используют даже модели Tesla.
- При этом на родине BYD — девятая по стоимости частная компания с капитализацией около $110 млрд, а сам Ван Чуаньфу с состоянием $24 млрд стал богатейшим человеком Китая.
Несмотря на успех, сообщается, что он остается человеком скромных привычек: летает экономклассом, ест в корпоративной столовой и живет рядом с заводом.
Между тем в прессе его порой называют «крестьянином, превратившим батарейку в империю».
