Невероятная история медицинского эксперимента: как эмбрион человека смог прожить в пробирке 13 дней

5 мая 2016 года ученым удалось довести зародыш до стадии бластоцисты и поддерживать его жизнедеятельность в течение 13 дней. Это на день меньше, чем позволяют законы Великобритании.

В двух параллельно опубликованных статьях в журналах Nature и  Nature Cell Biology описывается эксперимент ученых Кембриджского университета и университета Рокфеллера, в котором человеческий эмбрион впервые прошел in vitro стадию бластоцисты.

После оплодотворения сперматозоидом человеческая яйцеклетка начинает делиться; в течение недели развивается кластер клеток, которые делятся на три группы: из одной развивается будущее тело ребенка, вторая формирует плаценту и связывает зародыш с материнским организмом, третья обеспечивает зародыш питательными веществами до того, как по плаценте пойдет поток материнской крови.

На седьмой день происходит прикрепление зародыша к стенке матки. Если этого не происходит, зародыш не выживает; ошибки этого процесса приводят к значительному проценту ранних выкидышей. В этом году ученым впервые удалось продлить срок жизни зародыша в пробирке: исследователи подобрали среду, в которой клеткам зародыша хватает питательных веществ и кислорода. Методика, разработанная профессором Кембриджского университета Магдаленой Зерникой-Гетц, была ранее опробована на мышах.

Автор исследования
Магдалена Зерника-Гетц

«Прикрепление к стенке матки — поворотный момент в развитии зародыша: после него горстка клеток начинает принимать формы будущего эмбриона. До сих пор нам не удавалось наблюдать эту стадию развития человеческого существа в лаборатории. Информация, полученная в ходе эксперимента, позволит нам получить представление об этих сложнейших процессах и понять, что происходит, к примеру, в случае выкидыша», — комментирует профессор.

Кроме того, впервые получена достоверная информация о том, как внутри бластоцисты формируется полость. Ранее предполагалось, что для образования полости внутри зародыша некоторые клетки реализуют механизм самоуничтожения. Теперь стало понятно, что в процессе развития эмбриона клетки не умирают, а особым образом группируются в пространстве, образуя полую сферу.

Деление клеток зародыша
3D-визуализация
Magdalena Zernicka-Goetz and Ivan Bedzhov

Саймон Фишель, основатель группы изучения фертильности CARE, добавляет: «Понимание того, как развивается эмбрион после прикрепления к материнскому организму, также сыграет фундаментальную роль в улучшении техники экстракорпорального оплодотворения в случае бесплодия. До сих пор приживалась только одна из четырех оплодотворенных яйцеклеток». После завершения экспериментов ученые ожидают, что им удастся в разы улучшить этот показатель. Эмбрионы, использованные в исследовании, были переданы будущим матерям для последующей имплантации и инициации беременности.

Однако дело не только в практическом и научном значении эксперимента. Согласно британскому законодательству, лабораториям позволяется экспериментировать с зародышем человека не старше 2 недель: юристы мотивировали это тем, что после 14 дня развитие зародыша уже не может пойти по пути развития близнецов, а значит, манипуляции в пробирке являются манипуляциями с судьбой человеческого индивида. Хотя профессор Зерника-Гетц и другие ученые считают, что было бы полезно продлить разрешенный законом срок на несколько дней, они признают, что решение должно оставаться не только за научным сообществом, поскольку вопрос имеет этический характер. 30 лет назад подобных технологий не существовало, и парламентарии исходили из теоретических предпосылок; сегодня эти предпосылки необходимо пересмотреть.

Отметим, что Россия не является участницей международных актов а правовое положение эмбриона не закреплено отдельными нормами права. Конституция РФ гласит, что право на жизнь принадлежит человеку «от рождения», т. е., согласно определению Федерального закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», с «момента отделения плода от организма матери посредством родов». В уголовном и гражданском праве Российской федерации существуют нормы, подразумевающие наличие правового статуса эмбриона после зачатия — так, например, в ст. 105 Уголовного кодекса РФ к числу отягчающих вину обстоятельств относится убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а согласно ст. 111 Уголовного кодекса РФ прерывание беременности, как и лишение потерпевшего какого-либо органа, является причинением тяжкого вреда его здоровью. Однако таких строгих ограничений на лабораторные эксперименты с эмбрионом человека строгих ограничений не существует: закон «О биомедицинских клеточных продуктах» до сих пор находится в стадии разработки.