Пернатые изобретатели: на Земле есть два вида птиц, умеющих делать орудия труда
Считается, что большинство птиц из рода воронов обладают недюжинными умственными способностями. Они часто обгоняют многих млекопитающих и других пернатых в тестах на сообразительность. Большинство орнитологов считают новокаледонских воронов (Corvus moneduloides) чемпионами в этой сфере. Эти птицы, вместе с человеком и некоторыми высшими приматами, входят в «элитный клуб» животных, умеющих изготовлять и пользоваться орудиями труда.
В 2012 году Ратц и его коллеги пытались найти ответ на знакомый всем людям вопрос — почему мы можем изготовлять и пользоваться орудиями труда, а наши родичи-обезьяны этой способностью не обладают, несмотря на сходства в облике и поведении, изучая новокаледонских воронов и других птиц из рода врановых.
Оказалось, что эти «пернатые Эйнштейны» обладают двумя отличительными чертами — необычно плоским клювом и «широким» бинокулярным зрением, позволяющим им видеть трехмерную картинку при работе с орудиями труда.
Это исследование натолкнуло ученых на мысль — проверить, обладают ли другие виды ворон и воронов такими чертами. Изучая фотографии и описания разных видов птиц, ученые натолкнулись на подходящий им вид, который, к сожалению, больше не существует в природе в диком виде. Речь идет о гавайском вороне 'Алаа (Corvus hawaiiensis), последние дикие особи которых исчезли с лица Земли в 2002 году.
Чтобы не потеряться и всегда быть на связи, читайте нас в Яндекс.Дзене и не забывайте подписаться на нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках!
Заинтересованные этим необычным открытием, ученые обратились за помощью в питомник на Гавайях, где экологи выращивают этих птиц в неволе в надежде восстановить их популяцию. Заручившись их поддержкой, Ратц и его коллеги начали наблюдения за поведением 'Алаа в неволе, которые показали, что фактически все живущие сегодня особи этих птиц умеют пользоваться и изготовлять орудия труда наподобие тому, как их используют их новокаледонские кузены.
Как утверждает ученый, каждая птица самостоятельно осваивала орудия труда и использовала их осознанно, а не случайным образом. В целом, гавайские вороны не уступали в сообразительности новокаледонским кузенам и решали задачки на сообразительность так же хорошо, как и они.
«Что интересно, оба вида воронов являются лишь дальними родичами. Их предки разделились примерно 11 миллионов лет назад, что позволяет говорить, что они освоили искусство работы с орудиями труда независимо друг от друга. Удивительно, но оба вида птиц эволюционировали на тропических островах, где нет дятлов и хищников. Такие острова, вероятно, является идеальной средой для превращения умных ворон в "инструментальщиков", — заключает Ратц.