Учёные-мигранты делают самые важные открытия

Мобильность учёных и открытость университетов лучше сказывается на результатах научной работы, чем даже финансовая поддержка исследований.
Учёные-мигранты делают самые важные открытия

Наука — дело глобальное. Учёные часто переезжают. Мария Кюри — из Польши во Францию, Маркони — из Италии в Англию, Тесла — из Австро-Венгрии в США. И в наши дни учёные — довольно мобильная социальная группа. Как показали два исследования, опубликованные на этой неделе в Nature (1,2), самые влиятельные научные работы чаще пишутся теми, кто переезжает из страны в страну.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кассиди Сугимото из университета штата Индиана и ее коллеги взяли 14 миллионов статей (с 2008 года), индексированных Web of Science — базой публикаций, которая отслеживает, сколько раз учёные ссылаются на работы коллег. Авторов у этих 14 миллионов работ оказалось целых 16 миллионов. А затем разделили общий список авторов на тех, кто хоть раз сменил место работы с 2008 года на университеты других стран, и тех, кто всё время работал в одном месте.

«Домоседами» оказалось 96% авторов статей, зато те, кто переезжал, писали более цитируемые работы. Разница в цитируемости между теми и другими оказалась зависима от региона: для учёных из США она составляет 10,8%, для их коллег из Восточной Европы — 172,8%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Авторы второй статьи, Вагнер и Джонкерс, сравнили статистику по расходам государства на науку, приток и отток новых научных кадров и цитируемость статей, написанных во врем работы стране, и получили схожие результаты: оказалось, что самые влиятельные работы выполняются там, куда часто приезжают и откуда часто уезжают сотрудники; это оказалось даже важнее бюджета. единственное исключение из этого правила — США: текучка там довольно низкая, а важных и цитируемых статей выходит много. Учёные объясняют это тем, что США — огромная страна, и в ней достаточно своих учёных; мобильность обеспечивается переездами из штата в штат. Примерно такую же картину можно наблюдать, если смотреть на Евросоюз в целом, не деля его на отдельные страны.

Открытые двери иногда оказываются даже важнее денег, подчёркивают авторы работы.