5 главных космических открытий, сделанных благодаря изучению гравитационных волн

Что мы узнали, измеряя изменения гравитационного поля, вызванные космическими катаклизмами.
Getty Images

Гравитационная астрономия молода. Но за это время учёные, работающие на LIGO и Virgo сделали несколько впечатляющих открытий. Недавно физики из множества стран рассказали о последнем прорыве гравитационной астрономии — наблюдении волн, рождённых слиянием нейтронных звезд. 17 августа 2021 года земные гравитационно-волновые обсерватории зарегистрировали уже пятую с начала наблюдений гравитационную волну, а наблюдения с помощью обычных телескопов показали, что источник гравиволны был также источником электромагнитного излучения. Его наблюдали сотни телескопов, наземных и орбитальных, во всех диапазонах. Рассказываем о том, что следует из результатов этих и предыдущих гравитационно-волновых измерений.

Мир то растягивается, то сжимается — и так всё время

В 1916 году Альберт Эйнштейн предсказал, что столкновение очень массивных объектов — чёрных дыр или нейтронных звёзд — может порождать колебания пространства-времени, которые распространяются по всей Вселенной. В 2015 году мы в этом убедились: действительно, весь космос, а вместе с ним и наша планета, и мы сами постоянно испытывают воздействие гравитационных волн. Когда такая волна проходит через нас, мы немного растягиваемся и сжимаемся. И так случается довольно часто. Поскольку источники гравитационных дыр находятся за тысячи световых лет от нас, это воздействие совершенно нечувствительно, но будь они ближе, мы бы. возможно, заметили, как колеблется пространство-время, в котором мы живём.

Черные дыры действительно существуют

Казалось бы, что тут доказывать, мы знаем о чёрных дырах уже несколько десятилетий. Но напомним: до LIGO их никто не видел. Вся наша астрономия строилась на наблюдениях электромагнитных волн, видимых глазу и невидимых, от гамма- до радио. Но черные дыры не излучают в электромагнитном спектре; чтобы подтвердить их существование, нужно зарегистрировать гравитационную волну. что и сделала обсерватория LIGO. Судя по всему, одна такая есть и в центре нашей галактики — и многих других — но наверняка сказать нельзя. LIGO впервые позволил экспериментально доказать, что черные дыры существуют и могут сталкиваться, сливаясь в одну дыру большей массы.

Происхождение тяжелых химических элементов

Водород и гелий образовались в результате Большого взрыва. Все остальные элементы тяжелее гелия, но легче циркония — продукт термоядерного синтеза, идущего в недрах звёзд (при том все элементы от железа до циркония образуются при взрывах сверхновых). Но откуда берутся самые тяжелые элементы? Последнее громкое открытие с участием гравитационно-волновых обсерваторий показало, что происходит при столкновении нейтронных звёзд: оптические телескопы зарегистрировали спектры золота, платины и свинца. Расчёты показали, что тодлько золота в результате этого столкновения образовалось больше. чем 10 масс Земли. Подобные астрономические события могут быть источникам большей части, если не всех, тяжёлых элементов во Вселенной.

Происхождение коротких гамма-всплесков

До Земли дошло излучение, порожденное столкновением нейтронных звёзд. Сначала команды LIGO и Virgo зарегистрировали гравитационную волну, а через несколько секунд орбитальный гамма-телескоп «Ферми» увидел гамма-вспышку. Такие вспышки наблюдались и раньше, но их происхождение оставалось загадкой. Их возникновение в результате слияния нейтронных звезд было одной из гипотез, которую до сих пор не было возможности проверить. Возможно, что все гамма-всплески, которые мы наблюдали раньше — это результат слияния нейтронных звезд, а значит, эти события происходят не так уж редко.

Наши расчеты верны

Все, что мы узнали, анализируя данные гравитационно-волновых интерферометров, было уже предсказано и смоделировано; эксперименты только подтвердили правильность расчётов. Физики знали, какими должны быть длина и энергия гравитационных волн, возникающих при слиянии черных дыр и нейтронных звезд. Они также знали, что черные дыры существуют и иногда сливаются. Они были почти уверены в том, что столкновения нейтронных звёзд порождают тяжелые элементы и короткие гамма-всплески. Больших сюрпризов не было — а это значит, что наша физика надёжна. С её помощью можно предсказывать события, наблюдать которые нет возможности.