Когда слышишь слово «Олимпиада», сразу в голове всплывает огонь, стадион, гимн и, конечно, тот самый флаг с пятью кольцами. Он будто прост, но на самом деле хранит в себе целую вселенную смыслов. Этот флаг — не просто картинка на ткани, а настоящий символ мира, единства и надежды. Рассказываем, откуда он взялся, что означает и почему до сих пор вызывает мурашки у миллионов людей по всему миру.
Главный спортивный символ: история олимпийского флага

Что означают на олимпийском флаге кольца и их цвета
Белый цвет флага выбран не случайно: он отсылает к идее мира, к временам Древней Греции, когда на время Олимпийских игр приостанавливались все военные действия. Тогда спорт становился важнее конфликтов. Сегодня все, конечно, не так идиллично, но традиция живет: перед каждыми Играми президент МОК обращается в ООН с призывом заморозить войны хотя бы на это время.
Кольца означают континенты. Создателя флага мало заботила Антарктида, и колец осталось пять. Подсчеты барона можно оспорить, но правого здесь найти вряд ли удастся, потому что среди специалистов до сих пор нет консенсуса ни по поводу того, что следует считать континентом, ни о том, сколько их на Земле. Насчитывают от четырех (Афроевразия, Австралия, Антарктида, Америка) до восьми (Европа, Азия, Африка, Южная Америка, Северная Америка, Австралия, Антарктида, Зеландия). Последнюю — затопленный на 94% материковый шельф в Тихом океане — предложили считать затонувшим континентом совсем недавно, но сторонники у идеи есть среди самых авторитетных геологов.
А что по цветам колец? Здесь все прозаично: Европа — синее, Африка — черное, Америка — красное, Азия — желтое, Австралия и Океания — зеленое. Причем расположены кольца не хаотично: сверху — синий, черный, красный, снизу — желтый и зеленый. Такая композиция подчеркивает связанность, взаимодействие, идею единства. Важно и то, что хотя цвет кольца ассоциируется с определенным континентом, изначально эти цвета подбирались так, чтобы среди них точно оказался хотя бы один из цветов любого национального флага. Так что символика тут двойная: и про континенты, и про то, что Олимпиада действительно открыта всем.

Когда появился олимпийский флаг
Флаг с пятью кольцами был придуман в 1913 году — хотелось, чтобы у Олимпиады был свой понятный и мощный символ. Но жизнь сыграла в шутку по-своему: мир увидел это знамя несколько позже.
История олимпийского флага: кто и как его придумал
История олимпийского флага — это не про одномоментное вдохновение, а скорее про длинный путь, полный попыток, обсуждений и недосказанностей. Еще в 1910 году на сессии МОК в Люксембурге заговорили о необходимости официального флага. Один из участников — Теодор Кук, британец, который был в оргкомитете Лондонской Олимпиады 1908 года, — даже предложил эскизы и для флага, и для медалей. Но тогда идея не прижилась. Проекты отложили, создали специальную комиссию, но и она не принесла ощутимых результатов. В общем, тема повисла в воздухе.
И только спустя три года за дело взялся сам Пьер де Кубертен — человек, без которого, по сути, не было бы современных Игр. Он решил, что Олимпиаде нужен символ, который не привязан к конкретной стране или культуре, а работает на всех. Такой, который будет сразу узнаваем и понятен в любой точке мира. За основу он, скорее всего, взял эмблему французской спортивной организации USFSA, где сам когда-то был генеральным секретарем. У той был значок с двумя переплетенными кольцами — результат объединения двух клубов. Кубертен развил идею: пять колец вместо двух, чтобы показать единство пяти частей света.
Впервые символ в виде переплетенных колец появился на его личной бумаге в июле 1913 года — именно тогда началась подготовка к празднованию 20-летия «второго рождения» Олимпийских игр. Мероприятие должно было пройти в Париже в июне 1914 года, на Конгрессе национальных олимпийских комитетов. Там и планировалось официально представить флаг. Чтобы объяснить свою идею широкой публике, Кубертен написал подробную статью под названием «Символ и флаг 1914 года» — она вышла в Олимпийском журнале. С этого момента кольца начали свой путь в историю.
К 1914 году у Кубертена уже был готов не только символ, но и целая партия флагов — он заказал сразу 500 штук для предстоящего Конгресса в Париже. Первый флаг с кольцами отправился в Египет — его взял с собой член МОК Анджело Боланаки и развернул на церемонии открытия нового стадиона в Александрии. А спустя пару месяцев, 15 июня, флаг впервые официально подняли в Париже — у входа в Сорбонну, где открывался Олимпийский конгресс. В те дни знамя появлялось повсюду, как главный символ 20-летия возрождения Игр.

Но, как оказалось, торжество единства и спорта длилось недолго. Сам Кубертен писал с тревогой: «Надежно ли связаны друг с другом эти пять колец? Неужели война однажды рискнет нарушить Олимпийские рамки?» И буквально через пару недель его опасения стали реальностью — 28 июня в Сараево был убит эрцгерцог Франц Фердинанд. Это событие запустило цепочку, которая вскоре привела к началу Первой мировой войны. Олимпиада, запланированная на 1916 год в Берлине, так и не состоялась, а широкая премьера нового флага откладывалась еще на несколько лет.
«Дебют» олимпийского флага на Играх 1920 года в Антверпене
После окончания Первой мировой войны Европа медленно приходила в себя — города отстраивались, люди снова учились жить без выстрелов и тревог. В этом хрупком мире символом надежды и нового начала стала Олимпиада 1920 года. МОК выбрал местом ее проведения бельгийский Антверпен — решение приняли 5 апреля 1919 года в Лозанне, там же, где Пьер де Кубертен основал штаб-квартиру комитета.
Антверпен в тот момент выглядел как человек после тяжелой болезни — побитый временем и войной, но живой. Город лежал в руинах — особенно сильно досталось портовой части, — но именно здесь решили устроить главное спортивное событие тех лет. Это был способ показать: несмотря ни на что, мы поднимаемся и идем дальше.
Горожане отнеслись к Играм как к празднику всей жизни. В привычно сдержанном Антверпене вдруг стало шумно, радостно и ярко. Повсюду развевались флаги, дома украшали гирляндами и цветами, музыка звучала на улицах, вечерами устраивали танцы и гулянья. Словно весь город решил — хоть на время забыть о том, что ему пришлось пережить.
Однако подготовка к Играм столкнулась с непростым вопросом: звать ли страны, которые совсем недавно были противниками Бельгии на войне. Прежде всего это касалось Германии и ее союзников. МОК взял на себя ответственность и решил — приглашения они не получат. Газета «Вело-спорт» писала: «Со спортивной точки зрения следует сожалеть об этом, но не надо сомневаться в том, что катастрофа, залившая Европу кровью, не оставила после себя никакого следа в отношениях между людьми...» То есть спорт в этом случае уступил политике — обиды были слишком свежи.

Игры собрали 2669 спортсменов из 29 стран. Из них 78 были женщинами — пока еще совсем немного, но это был важный шаг. В Советскую Россию приглашения не отправляли — в 1920 году она все еще была вне международной повестки и под экономической блокадой. СССР появится на ОИ только через два года.
Соревновались в самых разных дисциплинах — от легкой атлетики до борьбы, от велоспорта до фехтования. Были и морские виды, вроде парусного спорта и гребли. Игры включали даже перетягивание каната — сегодня это может показаться необычным, но тогда все было иначе.
Возвращаясь к олимпийскому флагу: его впервые показали на публике во время церемонии открытия 14 августа 1920 года — в новом стадионе одного из крупных городов Фландрии. Этот символ сопровождал Игры все время — с самого начала и до финальной церемонии закрытия 12 сентября. Тогда Пьер де Кубертен произнес речь, а хор из 1200 человек вместе с музыкантами исполнил кантату — все это создало незабываемую атмосферу.
После окончания Игр флаг отправился в Париж, где должны были пройти Олимпийские игры в 1924 году. Именно тогда и начала формироваться та самая узнаваемая визуальная часть Олимпийского движения, которая стала с годами настоящим брендом мирового масштаба. Этот символ теперь принадлежит Международному олимпийскому комитету и регулируется специальными правилами.
Восьмое правило Олимпийской хартии описывает, как должен выглядеть олимпийский знак: пять колец одинакового размера, переплетенных между собой. Их можно использовать как вместе, так и по отдельности, в одном или в пяти цветах. Если брать полный вариант с пятью цветами, то порядок такой: слева направо — синий, желтый, черный, зеленый и красный. Верхний ряд составляют синие, черные и красные кольца, а желтые и зеленые располагаются внизу.
Так олимпийский флаг стал неотъемлемой частью истории спорта и культурного наследия человечества. Каждый раз, когда он развивается на ветру во время Игр, он напоминает о единстве, дружбе и духе соревнований, которые не знают границ и объединяют людей из самых разных уголков планеты.
Как менялся олимпийский флаг
Олимпийский флаг за свою историю пережил несколько интересных трансформаций, особенно заметных во время Игр 1936 года в Берлине. В те времена на символ решили посмотреть по-другому — привычные разноцветные кольца на флаге сменил традиционный немецкий орел, который держал кольца в своих лапах. Причем кольца были переплетены, но не в два ряда, как обычно, а в один, а первое, третье и пятое кольца немного приподнимались над остальными, сохраняя отголосок классики. Весь этот дизайн был выполнен в черно-белых тонах, что кардинально отличалось от привычного цветного варианта. Такой монохромный стиль позже иногда использовали в разных логотипах Олимпиад, но порядок колец и их переплетение больше не меняли.

Следующий заметный поворот случился на Олимпиаде в Риме в 1960 году. Итальянцы решили немного поиграть с визуалом, отсылая к первым медалям и древней истории. Кольца на этот раз были сделаны в серых оттенках и впервые получили объtм — в 3D-формате. Это выглядело довольно современно по тем временам. Ещt их разместили под изображением римской волчицы, которая в легенде выкормила Ромула и Рема — основателей Рима. Такой прием добавил символике не только визуального объtма, но и культурного контекста.
В 1968 году, когда Олимпиаду принимал Мехико, дизайнеры пошли еще дальше в экспериментах с кольцами. Их интегрировали в название города и дату проведения — «Мехико 68». Кольца стали частью цифр 6 и 8, буквально образуя их нижнюю часть. Благодаря цветам, эти кольца сразу выделялись, плавно вписываясь в общий дизайн. Это был не просто флаг, а настоящий арт-объект, отражающий дух и стиль страны-хозяйки.
Каждая из этих версий флага — маленькая история о том, как разные эпохи и культуры по-своему воспринимали Олимпийское движение. Несмотря на изменения и эксперименты, суть остается той же — символ объединения спортсменов и стран со всего мира. Именно это и делает олимпийский флаг живым и интересным, а не просто набором цветных колец.