РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Покемоны формируют уникальный отдел мозга у человека

Ученые из Стэнфордского университета обнаружили в мозгу людей, увлекавшихся в детстве играми о покемонах (карманных монстрах), уникальную область, отвечающую за распознавание этих фантастических существ.
Покемоны формируют уникальный отдел мозга у человека

В рамках исследования были найдены 11 взрослых людей, которые в детстве (до 8 лет) проводили много времени за играми о покемонах. Им демонстрировали серию изображений, среди которых были как различные карманные монстры, так и случайные образы из игр, мультфильмов или комиксов. Мозговую активность подопытных в это время отслеживали с помощью магнитно-резонансного томографа. В качестве контрольной группы выступили 11 человек примерно того же возраста, никогда не игравших в подобные игры и вообще слабо знакомых со вселенной покемонов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оказалось, что существует отдельный регион в зрительной коре головного мозга испытуемых, ответственный за распознавание покемонов. Он расположен в той обширной области, которая ассоциируется с узнаванием животных. У людей, игравших в детстве часы напролет с виртуальными карманными монстрами, спустя годы несколько миллионов нейронов интенсивно возбуждались в ответ на знакомые изображения. У представителей контрольной группы такой активности выявлено не было — их мозг демонстрировал типичное поведение, характерное для распознавания образов.

Активность мозга испытуемых во время показа им карточек с покемонами. Слева — контрольная группа, люди не игравшие в карманных монстров в детстве. Справа — взрослые, которые в возрасте до 8 лет проводили много времени в играх про покемонов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на скромный масштаб исследования, его результаты выходят весьма многообещающими: они подтверждают теорию смещения эксцентриситета (Eccentricity bias). Согласно ей, область мозга, ответственная за распознавание определенной категории образов, имеет размер и положение, напрямую зависящее от того, как наблюдаются предметы этого типа. Среди критериев наблюдения выделяют размер части поля зрения и то, каким зрением человек их наблюдает — периферийным или центральным. Наиболее ярко данный эффект проявляется в детском мозге, когда он находится в стадии активного развития.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Игры про карманных монстров идеально подходят для проверки этой теории: чаще всего они предназначены для портативных консолей, то есть ребенок наблюдает целевую категорию образов (покемонов) на маленьком экране центральным зрением и объект занимает незначительную область всего поля зрения. Что еще более важно, игроки не просто наблюдают за покемонами на небольшом экране — игра их поощряет за скорость и качество узнавания каждого из более чем 800 видов существ. Таким образом мозг человека очередной раз подтверждает свою гибкость и универсальность при решении новых задач.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В исследовании использовались данные функциональной магнитно-резонансной томографии. Она позволяет получить картину тока крови в различных отделах мозга. В зависимости от активности нейронов, изменяется и объем жидкости, которую к ним поставляет организм. Второй справа человек на фото — Джесси Гомез, главный автор работы.

Как сообщает информационный портал Стэнфордского университета, исследование было проведено в рамках программы небольших стипендий, которые выделяются на рискованные оригинальные эксперименты малого масштаба. Главный автор работы, Джесси Гомез — бывший выпускник Стэнфорда и ныне сотрудник Лаборатории нейробиологии зрения и восприятия, сам в детстве много увлекался играми про покемонов. Когда ему в голову пришла идея эксперимента, он встретил сдержанную поддержку, однако теперь результаты исследования позволяют рассчитывать на расширенное финансирование будущих работ по этой теме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Побочным выводом из исследования стало отсутствие ярко выраженных негативных последствий детского увлечения электронными играми. Среди всех участников эксперимента не было ни одного человека, имеющего серьезные проблемы с социализацией, зато у каждого были степени доктора наук. Супервайзером исследования выступила Каланит Гриль-Спектр, профессор Департамента психологии в институте нейронаук Стэнфордского университета. По ее словам, результаты работы показывают, что игры действительно могут значительно повлиять на развитие мозга ребенка, однако возникшие вследствие этого изменения многогранны и далеко не всегда вредны.

Каланит Гриль-Спектр изучает механизмы восприятия образов на самом низком уровне — отслеживая работу нейронов в головном мозге.
Загрузка статьи...