Доисторические умельцы: как неандертальцы делали клей

Ученые давно знали о том, что неандертальцы использовали при изготовлении оружия и орудий клей, изготовленный преимущественно из бересты. Традиционно считалось, что его получение требовало прокаливания исходного материала без доступа воздуха.
Доисторические умельцы: как неандертальцы делали клей
East News

Это, очевидно, требовало недюжинных для каменного века инженерных усилий. Надо было создать герметично закрывающуюся печь, тигель или аналог таковых. Нечто подобное делали в историческое время люди при перегонке древесины в деготь: этот процесс происходил либо в обложенной камнем и герметизированной яме, либо в специальной печи, либо в прокаливаемых керамических горшках. Деготь, правда, не обладает клеющими свойствами, напротив он традиционно использовался в качестве смазки, но суть дела от этого не менялась — нужные свойства появлялись при использовании других исходных материалов.

Все это требует интеллекта. Неандертальцы представали перед нами как люди, умеющие думать и принимать непростые, при их-то знаниях, решения.

Как выясняется, все могло быть куда проще.

Команда исследователей из Германии и США установила, что существует куда более простой способ получения клея из бересты. Для этого березовую кору всего-навсего надо сжечь рядом с некоей стенкой, сложенной из чего-то более-менее ровного (результат процесса потом придется соскребать) и негорючего. Речная галька вполне подойдет.

Как пишут ученые (мы их пока не проверяли), липкое смолообразное вещество, оседающее на камнях, вполне может выполнять функцию клея, тем более, что его состав сходен с археологическим материалом. Его образование в заметных количествах требует примерно трехчасового горения.

Для проверки клеящих свойств авторы использовали роботизированный манипулятор, который 170 раз пытался выдернуть вклеенный в трещину ветки осколок камня, воздействуя на него со строго определенной силой. Робот успеха не добился.

Результатом своих стараний ученые полагают фактическое исчезновение одного из аргументов, прежде приводившихся в поддержку версии о вполне человеческом, если не более, интеллекте неандертальцев.

Ознакомиться с подробностями можно в статье, опубликованной в PNAS.