Простой способ избавиться от похмелья: средство, о котором не говорят

Спирт – наркотик грубый. Он неразборчиво вмешивается во множество процессов, протекающих и в мозге, и за его пределами. Влияние алкоголя на организм сложно и многообразно, и так же сложно вызванное им наутро состояние постинтоксикации, сопровождающееся неприятными психологическими и физио­логическими эффектами, – попросту говоря, похмелье. Его тяжелые симптомы вызываются множеством факторов: обезвоживанием, изменением содержания глюкозы и рН крови и, конечно, накоплением ацетальдегида. Существует ли средство от похмелья и эффективно ли оно?

Неприятные симптомы этого состояния знакомы большинству из нас — головная боль, рвота, головокружение. Каждому, кто сталкивался с похмельем, хотелось поскорее от него избавиться. Народных рецептов для снятия этих симптомов мы знаем множество, но мало какие из них реально помогают. Какое самое эффективное от похмелья средство, и почему вы о нем не знаете?

Почему возникает похмелье?

Небольшая вредная молекула ацетальдегида образуется при окислении этанола в печени и кишечнике. Следом ацетальдегид должен окисляться до уксусной кислоты и в таком виде уже выводиться из организма. Однако обе реакции катализируются отдельными ферментами, скорость работы которых у разных людей может различаться. Кто-то способен быстро проводить обе реакции и практически не страдает от похмелья, а у кого-то ацетальдегид накапливается в неприятных и даже опасных количествах. В основном это происходит в кишечнике, где альдегид превращается в кислоту намного медленнее, чем в печени. Этот токсин ответствен за целый ряд тяжелых проявлений алкогольного отравления, особенно хорошо знакомых жителям Восточной Азии, которым достался ген не слишком резвой ацетальдегиддегидрогеназы (ALDH). Из-за этой молекулы-метаболита у нас также возникают и боли с похмелья.

Пиво
Снять сильное похмелье при помощи пива — не лучший вариант. На небольшое время вам станет лучше, но это усилит нагрузку на печень

Впрочем, неспособность быстро переработать ацетальдегид может оказаться удачей, сдерживая тягу к спиртному. По статистике, около четверти тяжелых алкоголиков почти не переживают сильное похмелье. Для лечения алкоголизма даже применяют препараты, такие как дисульфирам, подавляющие работу ALDH, в результате чего умеренные количества спиртного вызывают очень неприятные переживания. Но в остальном похмельное состояние полезным не назовешь, недаром существует такое множество «надежных» рецептов борьбы с ним.

Способы избавиться от похмелья

Это состояние люди испытывают с древних времен, поэтому уже разработали проверенные временем способы того, как отойти от похмелья.

• Продукты с витамином C — лимон, апельсин
  • Пить много воды
  • Рассол
  • Чай
  • Соки
  • Овсяный отвар
  • Квас
  • Капельница

Каждый из этих способов по-своему эффективен и подходит для снятия похмелья разной тяжести. Их можно комбинировать, чтобы задействовать сразу несколько механизмов, вызывающих интоксикацию. Чтобы снять похмелье быстро, можно поставить капельницу с физраствором, но делать это должны только в медицинском учреждении.

Средство от похмелья: пробиотики

В 2019 году средств от похмелья стало как минимум на одно больше. По словам микробиологов из стартапа ZBiotics Зака Эбботта и Джона Оливера, мало какая их идея привлекала такое внимание инвесторов. Записывайте.

Еще в 2016 году Эбботт и его команда начали экспериментировать с Bacillus subtilis, безвредными почвенными бактериями. Сегодня эти бациллы выступают популярным модельным организмом для биологических экспериментов, широко применяются в промышленном производстве ферментов. И если уж они успешно синтезируют амилазы и другие белки в биореакторах, то справятся и с ацетальдегиддегидрогеназой, необходимой для срочной нейтрализации «похмельного» токсина. Разберемся, как бактерии могут стать основой средства от похмелья.

Как действует алкоголь
Механизм того, как возникает похмелье на утро после алкоголя

Собственный ген этого фермента, имеющийся у бактерий, ученые заменили человеческим геном ALDH2 с помощью гомологичной рекомбинации. Это старый и проверенный метод, при котором происходит обмен сходными участками между бактериальной хромосомой и внесенным в клетку фрагментом ДНК. Так бациллы линии ZB183 получили способность производить человеческую ALDH: «Выпейте перед тем, как выпить», – рекомендуют создатели ГМ-бактерий, предлагая их в составе «пробиотика» ZBiotics. Предполагается, что, оказавшись в кишечнике, микробы возьмут на себя утилизацию значительной части образующегося токсина и помогут снять негативное влияние алкоголя на организм.

Несмотря на сомнительную обоснованность эффективности препарата, за 2016–2019 годы стартапу ZBiotics удалось привлечь около 3,3 млн долл. инвестиций и запустить произ­водство.

Веб-сайт ZBiotics тщательно избегает любых упоминаний о том, что препарат помогает предотвращать или лечить какие-либо болезненные состояния, иначе компании придется ввязаться в долгий и дорогой процесс одобрения Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA). Однако создатели коктейля не сообщают даже о проведении клинических испытаний. Они лишь разослали около 10 тыс. пузырьков желающим и получили «на 94% положительные» отзывы. Довольно смелое заявление для лекарства от похмелья.

Статья Эбботта и его коллег задержалась на рецензировании в журнале Journal of Toxicology, ее публикация постоянно откладывается. Да и пробиотиком называть свой продукт они уже избегают. Проблема в том, что до сих пор нет однозначных свидетельств положительного эффекта от приема таких препаратов, будь то йогурты или средство от похмелья. По некоторым данным, проглоченные «полезные бактерии» неспособны закрепиться в сложившейся микрофлоре кишечника, и часть их погибает, а большинство выводится естественным образом. Кроме того, микрофлора настолько индивидуальна и разнообразна, что, по-видимому, не существует универсального и единого для всех рецепта ее коррекции.

Пиво
Самое эффективное средство от похмелья — не употреблять много спиртного

Неустранимое похмелье

Эбботт и Оливер возражают, что закрепляться в кишечнике ГМ-бациллам вовсе необязательно. Для ослабления похмелья им достаточно сохраняться там лишь некоторое время, чего вполне можно добиться приемом пузырька с бактериальной культурой. Эксперименты показали, что микробы действительно перерабатывают ацетальдегид в уксус. Этим свидетельства в пользу ZBiotics заканчиваются. Конечно, на свой страх и риск можно считать, что ZBiotics — самое эффективное от похмелья средство, но пока отличить его эффект от плацебо не представляется возможным. С другой стороны, ни у одного известного средства от похмелья нет хороших исследований, доказывающих его эффективность.

Несмотря на это, в 2019 году ZBiotics поступил в продажу. Его создатели признаются, что снять многообразные симптомы похмелья одним средством невозможно. Они продолжают работу над коктейлем, который включит новые ферменты и ГМ-микробы, способные устранить другие проблемы, вызванные попаданием спирта в организм. Пока же такой рецепт остается за пределами реальности, а нам остается по возможности не злоупотреблять, а не искать драгоценное лекарство, чтобы снять сильное похмелье.