Палеонтологи выяснили, что на самом деле могло случиться с неандертальцами: результаты исследования

Ученые до сих пор спорят о причинах исчезновения неандертальцев. Моделирование, проведенное на суперкомпьютере «Алеф» южнокорейскими исследователями из центра IBS, дает ответ на этот вопрос.
East News

Из множества древних людей самым хорошо изученным и при этом наиболее загадочным видом являются неандертальцы. Многие их поколения жили одновременно с нашими прямыми предками — кроманьонцами, а вопрос о причинах вымирания неандертальцев до сих пор остается одним из самых дискуссионных в науке.

Кто такие неандертальцы?

Неандертальцы жили на территории от Ближнего Востока до Южной Сибири в промежутке от 130 000 до 28 000 лет до н.э.. Разные исследователи по-разному определяют статус неандертальцев: от подвида Homo sapiens до отдельного вида и даже рода. Тем не менее, считается, что неандертальцы - специализированный к хищничеству вариант человека. На сегодня неандертальцы — наиболее тщательно изученный вид ископаемых людей, однако до сих пор не существует единого ответа на вопрос почему исчезли неандертальцы.

Почему вымерли неандертальцы? Пока этот вопрос остается открытым, но одна из версий — снижение фертильности у особей женского пола. У неандертальцев были проблемы с вынашиванием детей, родами и дальнейшей выживаемостью. Большинство найденных неандертальских костей — детские, принадлежащие новорожденным младенцам.

Вымирание неандертальцев

Используя суперкомпьютер, авторы исследования о причинах исчезновения неандертальцев смогли в реалистической манере смоделировать миграционные потоки неандертальцев и кроманьонцев и, соответственно, их пересечения и взаимодействия, а также изменения окружающей среды. Причем, как утверждают ученые, в исследовании использовались ранее неизвестные данные.

Как известно, неандертальцы вымерли, но их гены живут во многих современных людях, возможно, и в нас с вами. Исследования показали, что 1-3 % генома современных неафриканцев — это гены неандертальцев, при этом европейцы несут немного меньше неандертальских генов, чем азиаты. 0,3-0,7 % неандертальских генов обнаружены в ДНК африканцев и примерно 5 % генов алтайских неандертальцев содержат в себе африканские мутации, которых нет у европейских неандертальцев.

Полученные результаты говорят о том, что вымирание неандертальцев могло произойти только при условии значительного преимущества над ними кроманьонцев в использовании пищевых ресурсов. То есть, вымиранию неандертальцев способствовала конкуренция. которую они проиграли. Авторы исследования при этом приводят возможные факторы превосходства кроманьонцев – это более совершенная техника охоты, лучшая сопротивляемость патогенам и больший уровень рождаемости.

Причем они отвергают климатическую теорию исчезновения и вымирания неандертальцев. По мнению директора центра Акселя Тиммермана, неандертальцы жили примерно 300 тысяч лет, и за это время происходили более серьезные климатические изменения чем те, которые, как считалось, привели к их вымиранию. И это не простое совпадение, что они вымерли именно тогда, когда по Европе стали распространяться кроманьонцы.

Отметим, что всего существует около 100 концепций вымирания неандертальцев. Перечислим и несколько других существующих причин:

• Климатический стресс, так называемая «вулканическая зима»

Эта катастрофа ударила по неандертальцам как напрямую, так и косвенно, вызвав массовую гибель животных, на которых неандертальцы охотились. Что, по мнению исследователей, и привело к вымиранию неандертальцев на территории от Центральной Европы до Кавказа.

• Заражение вирусами от тропических сапиенсов

По мнению исследователей, африканские переселенцы могли передать неандертальцам бактерию Helicobacter pylori, которая может вызывать язву желудка, и вирус простого герпеса второго типа.

• Каннибализм

Есть и такая причина исчезновения неандертальцев. Каннибализм в этом случае выступает в качестве триггера для распространения заболевания, родственного современному коровьему бешенству. Это заболевание необратимо ослабило и снизило численность популяций, а распространялось, судя по всему, посредством каннибализма, который неандертальцы активно практиковали.