Зачем ж/д рельсы всегда держат под напряжением и насколько это опасно

Железная дорога — место повышенной опасности, здесь нет никакого секрета. На путях можно как минимум получить удар током, как максимум — удар электричкой. «Но железнодорожная система отличается от метро, тут же вместо контактного рельса воздушная линия электропередач — какой еще удар током?» – Возмутитесь вы и будете отчасти правы. Дотронуться до линии вы не сможете, но отсутствие в свободном доступе для человека высоковольтных проводов еще не означает, что те же рельсы полностью обесточены.
Зачем ж/д рельсы всегда держат под напряжением и насколько это опасно
Gallo images

Ежедневно на железнодорожные пути близ индонезийской деревушки Рава Буайя ложатся десятки людей. Нет, жители не спешат покончить с жизнью, они таким экзотическим образом пытаются наоборот лечить хронические болезни, используя в медицинских целях электрическое напряжение, подаваемое на рельсы. Все началось с того, что как-то раз на рельсы лег парализованный местный парень. Как раз чтоб свести счеты с жизнью. Но что-то пошло не так, и от удара током он чудным (ударение уже выбирайте сами) образом неожиданно исцелился. Подтверждений у этой легенды нет, что не останавливает местных жителей от занятий электрошоковой рельсотерапией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Поезд

Насколько подобное лечение эффективно? Давайте разбираться. Электропоезд снимает ток либо с контактного рельса, если мы говорим про метро, либо с воздушной линии электропередач. Напряжение на них 750-900 и 3 000 вольт соответственно. На железных дорогах, электрифицированных постоянным током, а также в метрополитене принята положительная полярность контактной сети: «плюс» подается на контактные провод или рельс, в качестве «минуса» выступают пути.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так как обратным «проводом» в этой цепи являются рельсы, а их практически невозможно изолировать от земли, часть тягового тока ответвляется. Эти токи называются «блуждающими». Их направление предугадать практически невозможно. Блуждающие токи протекают не только в земле, но и по встречающимся на их пути металлическим частям различных подземных сооружений. Так как имеется разность потенциалов между металлом (рельс, трубопровод) и землей, то в этих зонах возникает электролиз и происходит электрохимическая коррозия металла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Рельсы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо этого, по условно «нулевым» рельсам протекает слабый ток со своим кодом (не программным, а интервальным, ток подается импульсами). Это нужно для светофорно-световой сигнализации о свободном или занятом перегоне пути и для контроля целостности железнодорожных путей. По всей протяженности рельсы разбиты на участки (перегоны), которые в свою очередь делятся на блок-участки, по границам которых установлены путевые светофоры. Проезжая по очередному блок-участку, электропоезд замыкает цепь, релейные шкафы, установленные вдоль пути, расшифровывают сигнал и выдают нужное показание светофора. Красный — блок-участок занят, желтый — свободен только ближайший блок-участок, зеленый — свободно два и более блок-участка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторая функция у слабого тока, протекающего по рельсам, — контроль целостности. Если не дай бог на каком-то участке появился разрыв цепи, то информация тут же поступает на пульт диспетчера и на место разрыва направляется ремонтная бригада.

Железная дорога

Теоретически вы можете замкнуть эту слаботочную цепь чем-то большим и металлическим. Удар током вам в этом случае не грозит, зато грозит разборка с полицией, так как подобная манипуляция также отражается на пульте у диспетчера. Так что железнодорожные пути в самом деле место повышенной опасности, но получить удар током от прогулки по рельсам вы не сможете, как не старайтесь. И ни в коем случае не пытайтесь лечиться рельсотерапией, ведь это опасное и бессмысленное занятие!

Алексей Добровинский
Алексей Добровинский 15 Ноября 2021, 14:45
Уровень медицины в этой республике настолько хорош, что люди предпочитают лечиться ложась на рельсы.
Viktor Sorokin
Viktor Sorokin 17 Июля 2021, 18:59
На электрифицированных отечественных железных дорогах применяются две системы электрической тяги: постоянного тока с номинальным напряжением в тяговой сети 3 кВ и переменного однофазного тока промышленной частоты (50 Гц) с номинальным напряжением 25 кВ. Однако и в том, и в другом случаях в подвижном составе используют тяговые двигатели постоянного тока. А блуждающие токи это смешно и на рельсах лечится могут только необразованные суеверные люди, а суеверие это первый признак невежества.
Viktor Sorokin
Viktor Sorokin 17 Июля 2021, 18:57
На электрифицированных отечественных железных дорогах применяются две системы электрической тяги: постоянного тока с номинальным напряжением в тяговой сети 3 кВ и переменного однофазного тока промышленной частоты (50 Гц) с номинальным напряжением 25 кВ. Однако и в том, и в другом случаях в подвижном составе используют тяговые двигатели постоянного тока. А блуждающие токи это смешно и на рельсах лечится могут только необразованные суеверные люди, а суеверие это первый признак невежества.