Четверть нашей галактики может оказаться обитаемой

Ученые считают, что многие планеты, вращающиеся вокруг звезд Млечного пути, могут быть покрыты океанами, в которых не исключено наличие жизни в той или иной форме.
Четверть нашей галактики может оказаться обитаемой
NASA / JPL-Caltech

Океанические миры — это планеты земного типа или спутники, на поверхности которых, или в их недрах, есть вода. Например, в Солнечной системе таковыми являются не только Земля, но и некоторые спутники Сатурна и Юпитера: Энцелад и Европа имеют огромные океаны с жидкой соленой водой, которые находятся под толщей льда. Но насколько распространены эти океанические миры в космосе?

В новом исследовании ученые решили выяснить, сколько планет Млечного пути могут относиться к категории океанических миров. Они также узнали, сколько из них могли бы извергать водяные струи из своих океанов в космос, как это делает Энцелад.

В результате ученые обнаружили, что более четверти из 53 рассмотренных экзопланет могут иметь океаны.

«Из Европы и Энцелада бьют струи воды, значит мы можем сказать, что эти спутники имеют океаны под своими ледяными покровами и у них достаточно энергии, что является двумя необходимыми для образования жизни условиями, — говорит планетолог Линн Квик из Центра космических полетов имени Годдарда НАСА, который специализируется на вулканизме и океанических мирах. — Так что, если мы думаем об этих местах как о пригодных для обитания, то, возможно, их двойники в других системах тоже пригодны для жизни.»

Чтобы выяснить, сколько океанических миров может существовать в Млечном пути, ученые рассмотрели 53 экзопланеты, размеры которых сравнимы с земными, включая семь планет близлежащей системы TRAPPIST-1. Они проанализировали не только размер планет, но и их плотность, орбиту, температуру поверхности, массу и расстояние до звезды.

Команда ученых также обнаружила, что большинство дальних миров могут иметь подземные океаны под толщей льда. Кроме того, многие из них могут выделять больше энергии, чем Энцелад и Европа.

Результаты исследования могут оказаться полезными в дальнейшем, когда встанет вопрос о том, какие миры стоит изучать в первую очередь или куда следует отправлять зонды.

Экзопланеты слишком далеки, чтобы можно было рассмотреть их в деталях. Кроме того, увидеть миры мешает свет звезд, вокруг которых они вращаются. Однако уже скоро мы сможем это сделать благодаря космическому телескопу Джеймс Вебб, запуск которого запланирован на 2021 год.

«Будущие миссии по поиску признаков жизни за пределами Солнечной системы сосредоточены на планетах, подобных нашей, которые имеют глобальную биосферу, настолько богатую, что она меняет химический состав атмосферы, — говорит астрофизик НАСА Аки Роберге, сотрудничавший с Квиком. — Но ледяные луны Солнечной системы, которые далеки от тепла звезды, показали, что и на них существуют условия, которые, по нашему мнению, необходимы для жизни.»